Директор Музея оккупации не ответила, почему в Латвии не сносят памятники легионерам

CC BY-SA 3.0 / Līga Landsberga / Piemineklis Bauskas aizstāvjiem pret otrreizējo padomju okupācijuПамятник легионарм СС в Бауске, Латвия
Памятник легионарм СС в Бауске, Латвия - Sputnik Латвия, 1920, 24.11.2022
Подписаться
Директор Музея оккупации Солвита Виба считает, что памятники латышским легионерам СС не прославляют нацизм
РИГА, 24 ноя — Sputnik, Дмитрий Ермолаев. Директор Музея оккупации Солвита Виба фактически не смогла дать ответ на вопрос известной латвийской журналистки Элиты Вейдемане, которая процитировала автора этих строк, что по закону "О запрете экспонирования объектов, прославляющих советский и нацистский режимы, и их демонтаже на территории Латвийской Республики" должны сноситься памятники латышскому легиону СС. Виба ограничилась общими фразами, что памятники латышским легионерам СС не прославляют нацизм.
Складывается впечатление, что госпожа Виба просто не читала закон. В этой связи расскажем ей, что в нём говорится, и объясним, почему по данной норме латвийские власти должны снести памятники легионерам СС.
Напомним, что данный закон запрещает экспонировать памятники, мемориалы, памятные доски, архитектурные или художественные произведения и другие объекты, если они соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:
1) прославляют оккупационную власть… нацистской Германии, событие или лицо, связанное с ней;
2) прославляют тоталитаризм, насилие, военную агрессию, войну и военную идеологию;
3) включают в себя символы советской власти или нацизма.
А теперь проанализируем наиболее известные памятники легионерам СС в Латвии, исходя из данных критериев.
Марш легионеров СС в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 08.12.2021
Обзор событий недели в Латвии с Линдерманом и Губиным
Снос памятника латышским легионерам СС - это оплеуха Латвии? Линдерман о противостоянии
Начнем с монумента в местечке Море, посвященного легиону СС. Около которого так любит выступать пока еще министр обороны Латвии Артис Пабрикс.
Памятник в честь боев у Море явно соответствует первым двум пунктам данного закона. Он проставляет латышский легион СС, как организацию, связанную с оккупационной властью нацистской Германии. Опять же, он поставлен в честь события, боя легиона СС в защиту именно этой нацистской оккупационной власти.
Также, конечно, памятник в местечке Море прославляет и "насилие, военную агрессию, войну и военную идеологию".
На монументе изображен шеврон легиона СС. Вопрос, насколько он принадлежит к нацистским символам, конечно, спорен, но сама эмблема использовалась подразделениями СС. Хотя бы на этом основании изображение этого шеврона может быть отнесено к нацистским символам, а значит, данный памятник соответствует и третьему критерию закона.
Вспомним и установленный в 2012 году монумент "защитникам Бауски". Он также прославляет латышский легион СС, являвшийся частью нацистской военной машины, а также установлен в честь защитников нацистской оккупационной власти в Бауске. И да, опять же шеврон, как эмблема латышского подразделения СС. То есть по закону памятник в Бауске должен быть снесен.
Памятник немецкому генералу Отто Ланселю (Ланцеллю) в Краславе, Латвия, 2008 - Sputnik Латвия, 1920, 10.11.2022
Александр Жгун: Латвия по закону обязана снести памятники латышскому легиону СС
Или вот монумент легиону СС в Тукумском крае. Он прославляет оборону данным подразделением СС оккупированной нацистами Курземе. То есть, опять же, по закону он должен быть демонтирован.
И таких монументов и памятников латышскому легиону СС, воевавшему на стороне нацистской оккупационной власти, в Латвии десятки.
Если Солвита Виба в качестве критерия использует лишь фактор "прославления", то хотелось бы спросить ее, а заодно госпожу Вейдемане, что же прославляет попавший в список кабмина из 69 монументов и снесенный властями Гулбенского края памятный камень одному из отцов-основателей Латвийской Республики Николаю Свемпу?
Напомним, что монумент находился на северной окраине поселка Стамериена. На нем было написано: "Отсюда, из Варгальских мельниц, по указанной Николаем Свемпом дороге к северовидземским партизанам зимой 1943-1944 годов отправились Имантс Судмалис и Малдис Скрея".
Сам Николай Свемп родился в 1889 году в Белявской волости в семье латышского крестьянина. 12 мая 1917 года принимал участие в основании Латвийского крестьянского союза в Валке, тогда еще полностью латвийской (никакой Валги, отданной Эстонии за военную помощь в борьбе с красными латышами еще не было). Свемп был делегатом Народного совета, провозгласившего 18 ноября 1918 года в Риге независимость Латвийской Республики. На знаменитой исторической фотографии Вилиса Ридзениекса Свемп находится на сцене чуть позади Густава Земгалса, второго президента Латвийской Республики.
Во время Великой Отечественной войны Свемп активно сотрудничал с советскими партизанами на оккупированной нацистами территории Латвии, передавал им муку и возил в Ригу нелегальную литературу.
Во второй половине ноября 1943 года Свемп помог латышским партизанам–антифашистам Имантсу Судмалису и Малдису Скрее добраться до хутора Лури, в девяти километрах восточнее Стамериены, где их встретили партизаны.
По одним данным, Свемп был арестован гестапо в сентябре 1944 года и умер в тюрьме. По другим – был арестован 12 марта 1944 года в поезде по пути из Риги и расстрелян фашистами в Бикерниекском лесу.
Так что же прославляет снесенный в Гулбенском крае монумент в честь Свемпа? Как мне кажется, данный памятник прославляет героическую борьбу латышского народа и, кстати, граждан довоенной Латвии, к которым относится Свемп, с нацизмом. А вам как кажется, госпожи Элита Вейдемане и Солвита Виба? Надеюсь, вопрос не риторический.
Лента новостей
0