"Если нельзя, но очень хочется, то можно": краткая история 13-го Сейма

CC BY-SA 2.0 / Saeima / Ieva Ābele / Eiropas Parlamenta priekšsēdētājas Robertas Metsolas vizīte LatvijāЗаседание Сейма Латвии, 27 октября 2022 года
Заседание Сейма Латвии, 27 октября 2022 года  - Sputnik Латвия, 1920, 28.10.2022
Подписаться
В четверг, 27 октября, Сейм Латвии 13-го созыва собрался на последнее пленарное заседание. Его характеризует удивительная изобретательность депутатов по приспособлению законодательной системы страны под интересы правящих партий
РИГА, 28 окт — Sputnik, Дмитрий Олейников. Сейм Латвии 13-го созыва создал немало прецедентов в области несоблюдения законов самими законотворцами.
С самого начала парламент нового созыва и правительство отметились нарушением решения предыдущего, 12-го Сейма о немедленной отмене платежей по компоненту обязательной закупки электроэнергии. Данное экономическое нововведения было призвано способствовать развитию в государстве производства "зеленой" энергии, а вылилось в дополнительный налог для каждого потребителя электроэнергии. Многие производства, в частности Liepājas Metalurgs, не выдержали сверхвысоких цен на электроэнергию и обанкротились. События будущего показали: в плане взимания налогов с населения система КОЗ оказалась очень эффективна – переплата по КОЗ превысила миллиард евро, а вот реального производства "зеленой" энергии в сколь-нибудь ощутимом количестве добиться так и не удалось.
Заседание Сейма Латвии, 17 марта 2022 года  - Sputnik Латвия, 1920, 05.09.2022
Последняя сессия нынешнего состава Сейма: какие решения он примет
В начале 2019 года было проигнорировано решение Сейма о повышении зарплат медикам – с последствиями в полной мере пришлось столкнуться чуть позже, в период пандемии COVID-19.
В 13-й Сейм "на волне перемен" были выбраны многие новые партии – "Консервативные", объединение "Развитию/За!" и "Кому принадлежит Латвия", однако они оказались неспособны к длительной конкуренции с "зубрами" латвийской политической системы. Итог: пошли на поводу щедрых предложений едва преодолевшего 5-процентный барьер "Единства", получили наиболее "тяжелые" министерские посты и вполне ожидаемо не смогли удержать позиции на выборах в 14-й Сейм. Рекорд поставила КПЛ: распалась на составляющие буквально в первые два года после выборов, на которых заняла второе место – после "Согласия".
Премьер Кришьянис Кариньш, едва возглавив правительство, обещал оппозиционным партиям – а их было всего две: "Согласие" и "Союз зеленых и крестьян" – конструктивное сотрудничество. Однако уже через полгода все поняли истинную ценность этих обещаний: депутаты коалиции дружным большинством единообразно и послушно жали на кнопки при голосовании, не поддерживая никаких инициатив оппозиции. Так прошло утверждение реформы самоуправлений, так же были приняты бюджеты на 2019 и 2020 годы. Когда оппозиция слишком уж задерживала своими выступлениями амбициозные планы утверждения законопроектов от правительства, депутатам в буквальном смысле закрывали рот, ограничивая время дебатов – порой до одной минуты. Хотя еще совсем недавно депутаты новой правительственной коалиции, будучи в Рижской думе, критиковали думскую коалицию за "антидемократичное поведение", когда там применялся такой же способ укрощения оппозиции.
Административно-территориальная реформа прошла под флагом укрупнения самоуправлений по причине стремительного сокращения численности населения в регионах. Обещания повысить инвестиционную привлекательность регионов и доступность услуг вылились в известно что: закрытие учебных заведений, проблемы с медицинским обслуживанием, а сейчас – и ликвидацию пожарных депо, на сельские районы не хватает средств, а деньги самоуправлений решением правительства были частично перекачаны в государственный бюджет через изменение пропорции распределения подоходного налога с жителей.
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш - Sputnik Латвия, 1920, 10.10.2022
Кариньш доволен результатами выборов и не ждет русских в Латвии
Реформа портов прошла по тому же сценарию: "кормушки" для представителей самоуправлений превратились в дополнительные рабочие места для ставленников министерств (читай – коалиционных партий). Никакого конкретного влияния на улучшение хозяйственной деятельности портов эти перестановки, по понятным геополитическим причинам, не имели и не могли иметь. Премьер Кариньш провозгласил эру борьбы с транзитом как с ненужной отраслью экономики.
Чуть раньше (прежним правительством) была начата реформа финансовой системы, в результате которой латвийская банковская отрасль, бывшая некогда лидером в Восточной Европе по технологиям и оборотам, превратилась в сообщество финансовых организаций, запуганных надзорными инстанциями и преследующих своих клиентов. Напомним, что даже предприятия оборонной отрасли Латвии жаловались на то, что латвийские банки отказывались открывать им счета.
Возвращаясь к самоуправлениям: перед самым началом пандемии COVID-19 правительство ввело "режим чрезвычайной ситуации" с вывозом мусора в Риге. Нет, куч мусора и стай крыс в столице не было, но существовала насущная политическая необходимость заменить руководство столицы. Словно бы в насмешку, буквально спустя месяц-другой пандемия COVID-19 объяснила политикам, как выглядит настоящая чрезвычайная ситуация.
Пандемия – особый период в "развитии" латвийского парламентаризма. Невзирая на написанное в Сатверсме, парламент был отправлен на "удаленку", что еще более осложнило работу оппозиции. Дальше – больше. Непривитых депутатов отказались допускать к участию даже в удаленных заседаниях Сейма. Все это содержало прямые нарушения буквы и духа Сатверсме, но здесь помог президент, собрав совет из представителей высшей судебной, парламентской и исполнительной власти. Данный совет наградил себя правом трактовать Конституцию, созданную в начале 20-го века, в соответствии с эпидемиологическими требованиями начала 21-го. Напомним – ни прививки, ни удаленное заседание, ни запрет депутатам принимать участие в работе парламента главный закон страны не предусматривает. Но, судя по всему, методы работы с оппозицией власти понравились. Конституционный суд также не предпринял никаких попыток отменить принятые таким образом решения.
В эпоху "удаленки" парламент, по сути, превратился из главного законодательного органа страны в исполнительный, под управлением кабмина. В свою очередь, решения правительства предварительно обсуждались и продолжают обсуждаться в закрытом режиме на так называемом Совете по сотрудничеству коалиционных партий. Опять же, внеконституционное образование, присвоившее себе статус "парламента для своих".
Пандемия способствовала также массовому ограничению прав населения на протесты: запрещение массовых мероприятий. Что противоречит конкретной статье Сатверсме, которая не предусматривает исключений на своего рода "чрезвычайные ситуации". Можно дискутировать, но Конституция Латвии писалась во времена, не легче нынешних. И с точки зрения военной и геополитической ситуации, и с точки зрения системы здравоохранения. Несогласные с точкой зрения официальной медицины о необходимости прививок от COVID-19 и наличия QR-кодов преследовались не только в Сейме, противники ограничений ограничивались в праве высказаться как в государственных СМИ, так и в частных.
Пандемия завершилась единомоментно, вместе с началом военных действий на Украине. Однако курс на отход от демократических принципов сохранился и укрепился. Если раньше отступавших от официальной в государстве точки зрения могли ждать административные штрафы за участие в митингах протеста и увольнение с работы за отсутствие QR-кодов, то в 2022 году публичное несогласие стало чревато вполне реальным уголовным делом. Преследование журналистов, политиков, общественных деятелей стало нормой. "Русский вопрос" был обострен до предела накануне выборов в 14-й Сейм. Про все санкции и эксперименты над населением правительства Кариньша в период пандемии забыли. Так называемые русские партии были лишены права на общение с собственными избирателями - благодаря внесению изменений в законодательство и запреты на рынке СМИ. С соответствующим итогом на выборах в 14-й Сейм.
В 2022 году принятие законов под влиянием "правильной идеологии" для защиты от "неправильной" и вовсе стало нормой.
Возможно, апофеозом решения "русского вопроса" с подачи законодателей из правительства стал массовый снос памятников в Латвии и запрет на получение образования на русском языке в стране, вкупе с ограничением права на работу СМИ на русском языке. Статья 100 Сатверсме гласит: "Каждый имеет право на свободу слова, включающее в себя право свободного получения, владения и распространения информации, выражения своих взглядов. Цензура запрещена". Как реализуется на практике эта статья Сатверсме – вопрос риторический.
Объективности ради следует отметить сравнительно неплохую работу правительства периода пандемии в сфере решения социальных вопросов. Во времена финансового кризиса 2009 года о таком количестве пособий и видов поддержки можно было разве что мечтать. Однако инфляция 2022 года и непредсказуемость будущей зимы, думается, внесут свои коррективы в благосостояние общества. Про переезд в другие страны начнут задумываться многие родители после того, как уже 14-й Сейм утвердит закон об обязательной службе в армии и ближе подойдет 2023/24 учебный год с постепенным переходом на образование исключительно на государственном языке.
События на Украине даже отодвинули на второй план извечную борьбу "сороситов" с местными олигархами, в результате чего в 14-й Сейм прошли и сторонники последних. Это оставшаяся с Лембергсом часть Союза зеленых и крестьян и "Латвия на первом месте" Айнарса Шлесерса. Возможно, 14-й Сейм станет полем для новых баталий между этими кланами. И ничто не свидетельствует о том, что продолжающийся курс на сокращение демократии, не важно под какими предлогами и во имя каких целей, может измениться в обозримом будущем.
Лента новостей
0