Судно с удобрениями уже полгода не может покинуть Ригу

© Sputnik / Sergey MelkonovРижский порт
Рижский порт - Sputnik Латвия, 1920, 12.09.2022
Подписаться
Санкции против российского предпринимателя Дмитрия Мазепина уже полгода не дают судну с калийными удобрениями покинуть Ригу
РИГА, 12 сен — Sputnik. С начала марта на якорной стоянке Рижского порта стоит судно, на борту которого находятся 55 тыс. тонн хлорида калия, сообщает программа De facto Латвийского телевидения.
Судно не может ни покинуть порт, ни войти в него – находящийся на нем груз принадлежит фирме, на которую распространяются санкции ЕС. И вот уже несколько месяцев ответственные службы ходят по кругу в поисках выхода из сложившейся ситуации.
В начале марта в Рижский порт из Санкт-Петербурга вошло частично загруженное судно Asian Majesty. На терминале Riga fertilizer terminal его продолжили загружать хлоридом калия - это самое распространенное калийное удобрение. Всего на борту судна находится 54 931 тонна минеральных удобрений, декларированная стоимость груза составляет около 17 млн долларов США.
Несколько дней спустя ЕС ввел санкции против российского предпринимателя Дмитрия Мазепина, под контролем которого находятся и терминал, и зарегистрированная на острове Маврикии фирма United Fertilizers Comapany Limited, которой принадлежит груз. С тех пор Asian Majesty стоит на якоре.
Рижский порт - Sputnik Латвия, 1920, 04.05.2022
Транзит
Удобрения потеряли, но есть другие "три кита": как будет работать Рижский порт
Два месяца спустя судно попросило разрешения покинуть порт. Но таможня добро не дала.
"Этот товар сам по себе санкционным не является. Тут речь о том, что под санкциями находится владелец. И таможенная служба, действуя согласно своей компетенции, не допускает вывоз этого груза, обосновывая это тем, что груз принадлежит находящемуся под санкциями лицу", – пояснил директор Таможенного управления Службы госдоходов Раймондс Зукулс.
Владельцем судна является зарегистрированная в Сингапуре компания – на само судно и его команду санкции не распространяются. Транспорт мог бы покинуть территорию Латвии, если бы на борту не было груза, который считается замороженным экономическим активом. При этом, по словам руководителя юридической дирекции Министерства иностранных дел Латвии Кристине Лице, в случае продажи груз попал бы к другому фигуранту санкционного списка.
В начале лета экипаж попросил о помощи – на судне закончились горючее, продукты питания и вода, а также накопились отходы. Вопросы снабжения судна всем необходимым временно решены, но что делать с грузом, до сих пор неясно.
Когда после применения санкций решалось, что делать с опасными минеральными удобрениями в Вентспилсе или Рижском порту, возможность избавиться от них, не нарушая режим санкций, появилась благодаря распоряжению Государственной службы среды о потенциальной опасности для окружающей среды. Но в этот раз ведомство ничего подобного делать не планирует.
Вентспилсский свободный порт - Sputnik Латвия, 1920, 12.04.2022
Опасный аммиак вывезут из Вентспилса на двух танкерах
"Конечно, нахождение судна недалеко от берега ухудшает качество среды, когда сжигается горючее. На судне образуются сточные воды, которые трудно проконтролировать, но на борту нет опасного для среды груза. Поэтому у общества нет оснований для тревоги, а потому и Государственная служба среды не вмешивается", – говорит директор Государственной службы среды Элита Баклане-Ансберга.
Над решением проблемы уже многие месяцы работают не менее пяти учреждений – Министерство иностранных дел Латвии, Государственная служба среды, Комиссия по рынку финансов и капитала, Служба госдоходов и Управление Рижского свободного порта. Однако решения пока нет.
Случай с Asian Majesty - один из сложнейших вопросов, которые сейчас приходится решать Латвии в контексте санкций. Ни судно, ни груз не принадлежат зарегистрированным в Латвии предприятиям, у владельцев нет ни банковских счетов в стране, ни желания сотрудничать.
"Дополнительные сложности создает то, что связь с владельцами судна и груза очень сложная. И до сих пор не было конструктивной реакции, например, на информацию коллег из таможни, что груз можно было бы выгрузить в любом порту Евросоюза, где это технически возможно. Тогда груз был бы заморожен, а судно могло отправляться дальше. Есть множество компонентов, которые очень осложняют всю процедуру", - признала Кристине Лице.
Владелец судна обратился с жалобой в СГД - простой Asian Majesty уже мог обойтись в миллионы долларов.
Лента новостей
0