"Треть все же обанкротится": как автоперевозчики Латвии готовятся обходить санкции ЕС?

© Sputnik / Виктор ТолочкоФуры на белорусско-польской границе
Фуры на белорусско-польской границе - Sputnik Латвия, 1920, 14.04.2022
Подписаться
Запрет на въезд российских и белорусских грузовиков на территорию стран Прибалтики и Польши создал хаос и панику в транспортно-логистической отрасли Латвии
РИГА, 14 апр — Sputnik, Андрей Татарчук. Коммерсанты выстраивают объездные коридоры, фрахтуют новые грузовики и нанимают водителей, а также готовятся к симметричным действиям со стороны Москвы и Минска – уже с 19 апреля.
Латвийские грузоперевозчики сообщили Sputnik Латвия, что запрет на въезд фур любой грузоподъемности с государственными российскими и белорусскими номерами в Польшу и три страны Прибалтики был введен с 9 апреля. Соответствующее решение правительства республик приняли накануне, 8 апреля, и оно вступило в силу практически незамедлительно.
"Автоперевозчикам Латвии был обещан срок в 7 суток на доставку заказанных по договорам грузов и беспрепятственному прохождению границ уже выехавшими грузовиками. Никакой недели не дали. Нас обманули: запрет вступил в силу сразу. Теперь логистов лихорадит – мы не можем получить товары, срываются контракты и сроки уже наших поставок", – говорит Илгмарс У. (здесь и далее имена изменены - ред.). Он – директор дистрибьюторской фирмы с крупным складом пищевых продуктов и промтоваров в Риге. Около 20% ассортимента этой компании составляли белорусские и российские товары.
Фуры скопились на белорусско-литовской границе - Sputnik Латвия, 1920, 06.02.2022
Более тысячи грузовиков ждут въезда в Латвию: на пунктах пропуска снова очереди
"Сложно, но можно вырулить – но у многих предприятий в отрасли из-за этого политического форс-мажора и решения политиков отстрелить себе ногу сейчас такие условия, что они пойдут на неплатежеспособность. Мы вынуждены перезаключать многолетние контракты, и вскоре большая часть российских и белорусских товаров станет в Латвии недоступна. Партнеры в Москве и Минске относятся с пониманием. При этом остаются другие коридоры для прохождения в Прибалтику и Польшу грузов – как через Финляндию на машинах с финскими номерами. Кажется, самое простое для импортеров сегодня – срочно найти свободные грузовики, например, с голландскими или польскими номерами", – говорит наш собеседник.
Он подчеркнул, что в условиях политических ограничений логистический бизнес в Прибалтике потеряет ряд компаний, бизнес которых связан в основном с транспортировкой грузов из государств, попавших под санкционный удар: "Самые зависимые от восточных рынков, к сожалению, убиты этим "железным занавесом" Европы. А крупные компании, как наша, найдут грузовики в Европе, и спустя месяц, думаю, все успокоится – все же российские и белорусские товары пользуются спросом в ЕС. Сейчас же у всех цейтнот, ситуация очень нервная".

Контрсанкции ожидаются симметричными

Как мы уже сообщали, что 9 мая на латвийской границе развернули более 150 грузовиков с российскими и белорусскими номерами. Сейчас число таких фур снизилось до единиц, бизнесмены в курсе ситуации. Вместе с тем, как прогнозирует наш собеседник, увеличится входящий в ЕС грузопоток из стран, не подпадающих под санкции, например это государства Средней Азии. Здесь открывается еще одно окно возможностей.
В сфере логистики в условиях хаоса создали депрессивную ситуацию. Логистические компании, занимающиеся панбалтийскими перевозками, готовятся к худшим сценариям. Один из таких – законодательный запрет на продажу всех российских товаров в Латвии, а также Литве, Эстонии и Польше. Второе – запрет на транзитные перевозки товаров из России и Беларуси в Калининградскую область. Этот транспортный коридор пока не подпал под запретительные санкции, но в транспортно-логистической отрасли сегодня никто не может сказать определенно, что могут придумать политики завтра.
Стоит отметить, что очереди из сотен грузовиков на восточной окраине ЕС уже давно стали нормой: это связано со слабой пропускной способностью таможен и пограничных служб. Однако с 9 апреля увеличилось время прохождения грузовиков. Так, по данным таможни, на латвийско-российском КПП "Терехово - Бурачки" в момент написания статьи (полночь с 13 на 14 апреля) в ожидании стояло 560 фур. Срок прохождения – 224 грузовика в сутки, время в очереди – 60 часов.
Десятки фур в Ташкенте дожидаются разгрузки и оплаты за доставку - Sputnik Латвия, 1920, 22.03.2022
Транзит грузов на Калининград: митингующим в Литве напомнили о законах ЕС
Наибольший стресс для латвийских автоперевозчиков сейчас связан с возможными ответными санкциями со стороны России и Беларуси. К сожалению, в отрасли убеждены, что ответ последует вскоре: поставки из Европы в Россию и Беларусь будут блокированы Москвой и Минском по принципу симметричных контрсанкций. Здесь открывается другое окно возможностей. Напомним, что речь идет об автопарке объемом примерно 6 тысяч латвийских грузовых машин, завязанных на регулярные перевозки с российскими и белорусскими поставщиками и грузополучателями.
"Это ожидаемо – если Европа строит забор, то соседи ответят тем же. Хуже будет всем, но и тут есть выходы. Мы ожидаем, что Россия закроет границы для европейских грузопотоков 19 апреля. Дата известна, поставки товаров в соседние государства будут заморожены. Какие прогнозы? Ничего почти не изменится, будут задействованы новые маршруты логистики, новые варианты растаможки", - говорит Улдис Н., мажоритарный владелец крупного предприятия логистики в Риге.
Стоит подчеркнуть: речь – об абсолютно законных действиях логистов. Теневые схемы и полукриминальные лазейки в обход законов не рассматриваются.

Евразийский транзит в обход политики

По его мнению, товары повышенного спроса из стран ЕС (не подлежащие импортозамещению или просто обязательные для торговцев) будут проходить через КПП стран Прибалтики и Польши как грузы, следующие транзитом по территории России или Беларуси в третьи страны. Например, в Казахстан, где столица Нурсултан – крупнейший среднеазиатский логистический и дистрибьюторский центр. Со складов в этом городе на севере Казахстана в границах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) еще до текущей волны санкций товары из стран Европейского союза распределялись не только на внутреннем казахстанском рынке, но и в соседнем регионе России – логистическое плечо до Омска из Нурсултана короче, чем до Актау или Алма-Аты. Теперь евразийский коридор получит вторую жизнь.
"Я убежден, что казахским коммерсантам эти санкции и контрсанкции только в прибыль. ЕС закрыл границы для фур 9 апреля, ответ с российско-белорусской стороны ожидается 19 апреля. Но ведь никто не запрещает транзит. Если автоперевозки на Калининград через Литву местные политиканы могут запретить, то никто в Европе не будет запрещать транзит грузов через Россию в Казахстан. А это – страна таможенного и экономического союза ЕАЭС. Ну да, логистика будет дороже. Но что стоит казахским коммерсантам растаможить грузы и отправить на только в Омск, но и Москву? В Астане уже считают, сколько они заработают на европейских санкциях вокруг Украины", – говорит предприниматель.
Операция по демилитаризации Украины
Польша предложит не пускать большегрузные фуры в Беларусь и Россию
Он отмечает, что санкционная стратегия Брюсселя позволит получить большую дополнительную прибыль предприятиям по обе стороны границы, которые впишутся в новые рыночные условия. Временный уход с российского рынка таких высококонкурентных западных компаний, как DHL, UPS и FedEx, он оценивает как стимул развития российской логистики. Вместе с тем новые транзитные коридоры приведут к удорожанию логистики. Да, это не проблема автоперевозчиков, брокеров и других участников логистических цепочек, но увеличение себестоимости приведет к росту цен на прилавках магазинов – как в странах ЕС, так и в странах, на которые обрушился дамоклов меч санкций, который на самом деле оказался сделанным из папье-маше и картона.
"В конечном счете, если бутылка итальянского вина в Москве стоила до санкций 5000 рублей, то ее купят теперь и за 6000, был бы спрос и кому вино выпить", – флегматично заметил наш собеседник.
Он также отметил скачки цен на фрахт грузовиков: так, стоимость 24-тонной фуры на маршрут Франкфурт – Бишкек до санкционного противостояния составляла около 6000 евро. После закрытия государственных границ в Прибалтике и Польше на какой-то время эта цена выросла до 9800 евро, а сейчас – около 7600 евро с тенденцией к росту. Рост цен объясним. Основной негативный фактор санкционного железного занавеса заключается в галопирующей инфляции, но это касается, скорее, не логистического бизнеса, а населения, которое вынуждено сокращать расходы. По оценке в сфере перевозок, минимум треть предприятий в 2022 году станут клиентами государственного Агентства неплатежеспособности, не сумев адаптироваться к новым правилам бизнеса и рассчитаться по договорным обязательствам. Санкции в сфере транспортной логистики ударят в первую очередь по потребителям, к сожалению, политическим популистам в их предвыборной игре интересы населения глубоко вторичны.
Лента новостей
0