"Саласпилс: забытая история": вышла новая книга историка Богова

© Sputnik / Sergey MelkonovИсторик Влад Богов
Историк Влад Богов - Sputnik Латвия, 1920, 02.03.2022
Подписаться
"Саласпилс: забытая история" - под таким названием была выпущена новая книга латвийского историка Влада Богова, презентация которой прошла в конце прошлой недели
РИГА, 2 мар — Sputnik. В своем труде автор представил многие фотодокументы, касающиеся истории лагеря для гражданских лиц в Саласпилсе, а также составил и опубликовал данные бывших его узников, общим количеством более шести тысяч имен, тем самым увековечив память о них.

Памяти узников

Влад Богов занимается темой Саласпилсского концлагеря более десяти лет и за это время успел выпустить сборник документов, посвященный его истории, а также малоизученной теме шталага-350 – лагеря советских военнопленных в Риге. В свою очередь, в 2017 году, как рассказал Богов, он нашел в латвийском архиве большой массив данных по бывшим узникам лагеря в Саласпилсе, конкретно списки людей, которые в нем находились, что дало ему возможность продолжить свои исследования и опубликовать новую книгу.
Плакат в поддержку правозащитника Сергея Середенко - Sputnik Латвия, 1920, 15.01.2022
Посмел писать книгу про эстонский фашизм... За что судят Середенко?
"Это были потускневшие тетрадки. Я узнал, кто их составлял, это была монахиня Евсеева из Свято-Троице-Сергиева монастыря в Риге, после того как масса детей были доставлены к ним из лагеря Саласпилс. Она занялась обобщением данных, кто прошел через этот лагерь, и ее усилиями было собрано порядка четырех тысяч имен. Как только я нашел эти списки у меня сразу появилась идея, что эти имена нужно как-то донести до общественности, чтобы они не были забыты. Так и родилась эта книга", – рассказал Богов.
По его словам, на данный момент ему удалось идентифицировать около шести с половиной тысяч человек, прошедших через лагерь, и все их имена, а также даты рождения и некоторые портретные фотографии, которые удалось найти, представлены в новой книге. "Я считаю это достаточно важной работой. Списки имен составлены в алфавитном порядке и снабжены краткой информацией об этих людях. Если я смог найти, то указывал, откуда человек родом, когда его отправили в лагерь и куда он был направлен после", – заметил историк.
Как рассказал Богов, узники лагеря направлялись на работы в различные волости Латвии, а если это были дети, то их могли забрать к себе некоторые семьи. Также в некоторых случаях он предоставлял информацию о том, почему человек оказался в лагере – был ли он угнан в результате карательной акции, или попал туда другими путями. Кроме этого, Богов дал сведения о том, кто из узников сотрудничал с администрацией лагеря. "Конечно, сложно сказать, насколько точна эта информация, однако если я ее находил в документах, то тоже указывал этот факт", – подчеркнул автор книги.

Погружение в реальность

Списки имен и найденные биографические данные узников занимают почти половину книги, тем самым отдавая дань памяти тем, кто прошел через этот лагерь. Также новый труд Богова снабжен большим количеством фотографий, многие из которых представлены не только в черно-белом, но и цветном варианте. "Понятно, что давать список имен без исторической обстановки, что в этом лагере происходило, просто глупо. Поэтому я представил в том числе и историю лагеря, сделав больше акцент на фотодокументах", – указал он.
При этом, поскольку Влад Богов являлся также и дизайнером книги, он решил придать ей современный вид, сделав изначально черно-белые снимки цветными. "Мы привыкли, что все архивные фотографии черно-белые, но мне кажется, что, придав им цвет, это позволит современному человеку лучше понять ситуацию, которая была на тот момент. То есть посмотреть глазами тех людей, которые изображены на фотографиях и больше впечатлиться и погрузиться в ту реальность", – предположил историк.
Ольга Юлиановна Семенова - Sputnik Латвия, 1920, 17.11.2021
Почему Штирлиц круче Бонда: интервью с дочерью автора книг о легендарном шпионе
Ведь, по его мнению, представленные фотодокументы говорят сами за себя и без лишних слов передают атмосферу лагеря, давая понять, что же в нем происходило. "Да, можно прочитать много воспоминаний, как там люди жили, что они ели, как их там строили и пересчитывали, но можно и взглянуть на фотографии и окунуться в ту обстановку, где было издевательство человека над человеком, где людей унижали. Думаю, может, таким образом современный человек станет более сопереживающим", – пояснил автор книги.
Также Богов рассказал, что, работая над книгой, во время изучения документов он наткнулся на точные схемы массовых захоронений на Гарнизонном кладбище, находящемся недалеко от места, где был лагерь. И теперь, по его словам, можно определить места уничтожения погибших узников. "Осенью, на очередном субботнике по уборке этого кладбища, мы как раз предприняли попытки обозначить их, а сейчас думаем, как увековечить захороненных там людей", – отметил он, указав, что фрагменты этих планов тоже имеются в книге.

Неприглядные факты

Кроме этого, в книге присутствуют цитаты из воспоминаний узников, планы и карты лагеря, отчеты Чрезвычайной республиканской комиссии, а также фрагменты различных других архивных документов, в том числе из зарубежных архивов. "В одном из немецких архивов я нашел документ о статусе лагеря. Надеюсь, читателям будет интересно с ним ознакомиться. Я его привожу в оригинале, перевод там не требуется, те, кто хоть немного знают немецкий язык, поймут о чем идет речь", – рассказал Богов.
Также в представленном труде читатель может найти и некоторую информацию, значение которой в современной Латвии предпочитают принижать. По словам Богова, выставку, открывшуюся на мемориале в Саласпилсе четыре года назад, можно назвать однобокой, и она практически не дает представления о том, что было с узниками лагеря и как их уничтожали. "Если мы зайдем в зал, где говорится о самом лагере, то мы увидим письма, которые писали узники о том, что они получили посылки", – указал он.
Сергей Рабинович - Sputnik Латвия, 1920, 21.02.2021
Время книги не прошло: Рижский книжный клуб приглашает фанатов чтения
Тем самым, по его мнению, создается искаженное впечатление о происходящем в лагере. "Я всегда привожу пример такой однобокой информации. По описанию выходит, что будни узника лагеря начинались с утренней проверки, потом они шли пить теплый кофе, кто-то завтракал… но мне кажется, что такое повествование искажает взгляд, что там на самом деле было. Ведь если мы почитаем другие воспоминания, где сказано, что "этот кофе невозможно было пить, а суп невозможно было есть", то становится вопрос об объективности данной экспозиции, и что вообще хотели ей сказать ей авторы", – обратил внимание историк.
Поэтому в своей книге он приводит фрагменты воспоминаний, которые, вызывают у него доверие, поскольку они им были неоднократно проверены. Как считает автор, для создания объективной картины, необходимо обращаться к ранним воспоминаниям, вышедших в 40-50-х годах прошлого века, поскольку события в лагере были еще свежи в памяти людей, а не наслоились на другую информацию, которую они прочитали или услышали еще где-то. "И вот как раз из таких крупинок информации мы и можем найти ту самую правду, которая нас интересует", – подытожил Богов.
Лента новостей
0