В Латвии самое низкое доверие общественным СМИ из трех стран Балтии

© Depositphotos / ZavalnyiПульт переключает каналы
Пульт переключает каналы - Sputnik Латвия, 1920, 19.02.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Среди трех балтийских стран у Латвии, как выяснилось, самое критичное отношение к общественным СМИ
РИГА, 19 фев — Sputnik, Андрей Солопенко. Балтийский центр развития СМИ презентовал на парламентской комиссии по гражданству, миграции и сплочению общества исследование, посвященное роли СМИ в странах Балтии. И как оказалось среди трех прибалтийских государств именно латвийское общество наиболее критично относится к общественным СМИ, считая, что они зависимы от политического и экономического влияния, а также действуют в интересах правящих политических партий.

Популярность разных СМИ

Согласно исследованию, использование СМИ довольно сильно различается по возрасту. Так, например, просмотр телевидения напрямую зависит от него. Если в Эстонии хотя бы один раз, или несколько раз в день ТВ смотрят 89% опрошенных в возрасте 65-74 лет, то среди респондентов 15-24 лет телевидение не пользуется популярностью, его предпочитают 22%. Молодежь же ежедневно получает информацию из социальных сетей (67%), или новостных интернет-порталов (56%).
Член Общественной палаты РФ, журналистка Мария Бутина в одиночном пикете против травли работников российских СМИ в Латвии и Прибалтике у посольства Латвии в Москве - Sputnik Латвия, 1920, 09.02.2022
Латвия решила защитить свободу СМИ. В Гонконге
Примерно такая же картина наблюдается и в Латвии и Литве, где телевидение также больше всего популярно среди пожилых, а социальные сети и новостные порталы чаще используют более молодые респонденты. Правда, следует отметить, что по данным опроса, большинство респондентов 65-74 лет в Литве (71%), Латвии (68%) и Эстонии (66%) также ежедневно смотрят новости и в интернете, что, думается, связано с методикой опроса. 90% анкет были заполнены в интернете и лишь 10% по телефону.
То есть абсолютное большинство респондентов – пользователи интернета, что, несомненно, влияет на итоговые результаты. Особенно, думается, это заметно в использовании печатных газет, которые, судя по опросу, почти никто не читает.
Так в Латвии газеты популярны лишь у 3-4% респондентов в возрасте от 15 до 54 лет, а в более старшей возрастной группе этот показатель возрастает до 10-12%. Похожая ситуация в Литве, где этот вид СМИ тоже больше всего популярен у самых пожилых. В то же время в Эстонии их понемногу начинают читать и люди 35-54 лет (12-13%), не говоря уже о более возрастных респондентах.
В свою очередь, смотря на радио, в Латвии оно более популярно у людей начиная от 35 лет. Хотя бы раз в день, или несколько раз в день его слушают более 40% респондентов, тогда как у людей меньше 35 лет этот показатель существенно меньше.
В то же время в Литве радио больше всего котируется у самых пожилых (59%) и лиц среднего возраста – 35-44 лет (54%), а в Эстонии ему отдают предпочтение люди старше 55 лет (58%). Тем самым радио, газеты и телевидение больше всего нацелены на старшее поколение, а интернет-порталы и социальные СМИ предпочитает технически продвинутая молодежь.

Доверие различным источникам

Однако если люди смотрят, читают или слушают те или иные СМИ, это еще не значит, что они доверяют, полученной в них информации. Ведь согласно опросу, наиболее значимыми информационными источниками для респондентов являются не СМИ, а близкое окружение – семья, или друзья.
Голосование в Сейме Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 19.11.2020
Ни одного интеллектуала, говорящего на русском: в Сейме приняли закон об общественных СМИ
При этом, больше всего они оказались значимы для жителей Латвии. 83% респондентов прислушивается к сказанному семьи и друзей, тогда как в Литве и Эстонии этот показатель немного меньше, соответственно, по 76%, а разные общественные и частные СМИ по уровню значимости все же отстают.
Общественное телевидение является значимым источником для 71% опрошенных в Эстонии, 61% респондентов в Литве и 49% – в Латвии. Как видно из данных, в Латвии общественное ТВ не самый надежный информационный источник и по значимости оно уступает частным интернет-порталам.
Все это сказывается и на общем доверии общественными СМИ, которое в Латвии оказалось самым низким, по сравнению с двумя остальными странами Балтии. Так, если в Эстонии общественному телевидению доверяют 79% респондентов, в Литве – 68%, то в Латвии лишь 56%.
В свою очередь доверие общественным интернет-порталам и общественному радио еще ниже. Порталам доверяют 50,5% опрошенных, а радио – 52%, тогда как в Эстонии и Литве эти показатели намного выше. Все это показывает, что общественные СМИ в Латвии не отражают мнения значительной части населения страны, что отмечают и многие другие исследования.
Как заявляет профессор университета имени Паула Страдыня Сергей Крук, общественные СМИ в Латвии ориентируются лишь на одну группу людей – образованных и успешных, а другим слова практически не дают.
Подобную тенденцию зафиксировал и нынешний опрос, который выявил, что большинство латвийских респондентов критично относятся к утверждению о прозрачности общественных СМИ. Разница между согласием и не согласием, что эти СМИ достаточно информируют общество о своей деятельности, составила -12%.
Также отрицательные значения были у утверждений, что общественные СМИ полностью независимы от политического влияния и от экономических интересов при создании контента. Тем самым ясно, что заметная часть общества сомневается в их нейтральности, считая, что они отстаивают чьи-то интересы.

Поддержка правящих партий

В чьих же интересах действуют общественные СМИ догадаться не трудно, особенно в свете того, что авторы исследования решили спросить респондентов, как, по их мнению, эти СМИ освещают определенные политические партии.
Президент Латвии Эгилс Левитс - Sputnik Латвия, 1920, 31.07.2020
Левитс: уход с рекламного рынка сделает общественные СМИ свободными
В Латвии самой положительно показываемой в общественных СМИ партией стала политическая сила, представляемая премьер-министром Кришьянисом Кариньшем – "Новое Единство". 22% респондентов считают, что ее чаще представляют положительно, 21%, что нейтрально, а 14,5%, что отрицательно.
Также больше положительных утверждений в освещении деятельности "Для развития/ За!" и Национального объединения, то есть трех основных правящих партий. В свою очередь такие политические силы как Новая консервативная партия, являющаяся внутренней оппозицией в правительстве, или "Прогрессивные" и Латвийское объединение регионов, представленные в рижской правящей коалиции, но не имеющие представительства в парламенте, по мнению респондентов, имеют в общественных СМИ скорее отрицательный образ.
Отрицательное отношение в СМИ присутствует и по отношению к оппозиционному Союзу зеленых и крестьян, KPV LV, сменившей название на "За человеческую Латвию", и партии Алдиса Гобземса "Закон и порядок".
Как считают респонденты, наиболее негативно настроены общественные СМИ к партиям, за которые преимущественно голосуют русскоязычные граждане: "Согласию" и Русскому союзу Латвии – у них разница между положительным и отрицательным отношением составила -25%.
При этом, такой вариант как "нейтральное отношение" к партиям в среднем получил лишь примерно 20%, что опять же свидетельствует не в пользу латвийских общественных СМИ, особенно по сравнению с Эстонией, где около 40% опрошенных придерживаются данного мнения.
Таким образом респонденты в Латвии ясно дали понять, что общественные СМИ в стране действуют в интересах определенных правящих сил, чаще предоставляя им эфир и меньше давая высказываться выступающей против правительства оппозиции.
Лента новостей
0