Между Средневековьем и 22-м веком: какие уроки можно извлечь из событий в Казахстане

© Sputnik / Жанна Етекбаева / Перейти в фотобанкСитуация в Казахстане на фоне протестов
Ситуация в Казахстане на фоне протестов - Sputnik Латвия, 1920, 18.01.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Казахстан - с одной стороны, современное, небедное государство - с другой, там все еще присутствует клановость
Я не претендую на роль эксперта по Казахстану. Просто хочу поделиться некоторыми наблюдениями, которые не попали в фокус внимания аналитиков и СМИ.

Роды и сословия

Недавно вышла моя статья о Ермеке Тайчибекове – стороннике интеграции Казахстана и России. Тайчибеков по-прежнему находится за решеткой, отбывает 10-летний срок. Есть надежда на пересмотр приговора, но пока об этом рано говорить.
Тайчибеков защищал дунганское меньшинство Казахстана, яростно критикуя погромщиков из числа казахских националистов. В итоге его осудили за разжигание национальной розни – по статье 174 Уголовного кодекса Казахстана. Я заглянул в эту статью и обнаружил кое-что любопытное.
Статья карает за разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной и религиозной розни.
Какую правду рассказал политолог о русских в Казахстане - Sputnik Латвия, 1920, 15.01.2022
Видео
Политолог рассказал об отношении к русским в Казахстане
Национальная, расовая, религиозная рознь (или ненависть) присутствуют в уголовных кодексах если не всех, то огромного большинства государств. Социальная – встречается реже. Например, в Латвии разжигание социальной розни преступлением не является.
Но, конечно же, ни в Европе, ни в России, ни в Америке не может быть и речи об уголовном преследовании за разжигание родовой или сословной розни. Уже хотя бы потому, что ни сословий, ни родов (в традиционном смысле слова) в современных развитых странах не существует.
Конфликт между родами описан Шекспиром в "Ромео и Джульетте". Любовные страсти нам по-прежнему интересны, но на неутихающую десятилетиями или даже веками кровавую резню между семьями мы смотрим с некоторым недоумением. Для нас это далекое прошлое.
А для Казахстана, вероятно, – актуальное настоящее. Иначе зачем включать такое понятие, как "родовая рознь", в Уголовный кодекс?
Что такое "сословная рознь", я и вовсе затрудняюсь ответить. Скажем, царская Россия была сословным государством. Принадлежность к тому или иному сословию фиксировалась документально. У каждого сословия был свой очерченный круг прав и обязанностей.
Но что означает "сословие" в современном Казахстане? Какая-то неформальная иерархия в обществе, которую принято соблюдать? Наверное, так.
Таким образом, несколько строчек в законе позволяют сделать интересный вывод. Невзирая на статус высокоразвитой (по региональным меркам) страны, в Казахстане сохранились архаичные, клановые структуры управления государством.
Думаю, они сыграли важную роль в недавнем мятеже. Его можно трактовать как конфликт между двумя ветвями власти: демократически избранной (пусть даже формально, без реальной конкуренции) и клановой, основанной на родстве.
Такова одна сторона медали. Но есть и другая.

Искусственный интеллект

Карим Масимов, недавний глава Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана, арестован по подозрению в государственной измене и сейчас находится в тюрьме. Уже очевидно, что подчиненная ему служба приложила руку к попытке переворота.
Ситуация в Казахстане в первые дни января - Sputnik Латвия, 1920, 11.01.2022
Революцию "орков" в Казахстане "проспали" неслучайно: что дальше?
Менее известно, что Масимов является автором книги "Следующий властелин мира", посвященной победному шествию по планете искусственного интеллекта. На книгу позитивно откликнулись многие известные люди, например Жак Аттали и Герман Греф.
Книга не оригинальна, это, скорее, компиляция из разных источников. Но важно то, что автор – не университетский профессор или умник из Кремниевой долины, а государственный деятель, обладавший властью для реализации своих проектов. В книге описано, как в качестве эксперимента один из небольших городков Казахстана был подвергнут "полной цифровизации".
Это и поразительно: в стране, где можно отправить за решетку человека за разжигание какой-то средневековой родовой или сословной розни, человек от власти пишет о внедрении ультрасовременных проектов. Даже не 21-го, а, скорее, 22-го века.
Можно ли прорваться в будущее, сохраняя архаичную социальную систему? Можно ли совершить технологическую революцию, не меняя устаревший общественный уклад? На мой взгляд, нельзя. Такой путь всегда будет чреват падением с хрустальных высот интеллекта в какую-нибудь мрачную варварскую резню и хаос, грозящий развалом государства.
Думаю, именно с этой точки зрения лидерам других стран стоит оценить опыт пути, пройденного за тридцать лет Казахстаном. Все хотят оседлать прогресс и быть конкурентоспособными. Но забывают про "человеческий фактор".
Лента новостей
0