"У них не было шансов…" Найдены суда из Латвии, ставшие подводными могилами

© Sputnik / Андрей БогдановБалтийское море, закат, Паланга
Балтийское море, закат, Паланга - Sputnik Латвия, 1920, 08.08.2021
Подписаться
Август 2021 года - 80-я годовщина Таллинского прорыва, предпринятого Балтийским флотом в конце августа 1941-го. Из Таллина, который вот–вот должны были захватить гитлеровцы, вышли 225 кораблей и судов, но из них добрались до Кронштадта лишь 163
РИГА, 8 авг - Sputnik. В связи со знаменательной годовщиной состоялась экспедиция "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте". Мероприятие стало поистине интернациональным - оно проведено на основании соглашения, заключенного с департаментом охраны памятников старины Республики Эстония. В путешествии, помимо членов российской "Разведывательно–водолазной команды", приняли участие латвийцы и эстонцы. Итогом их работы стало обнаружение нескольких судов, в том числе и относившихся к пароходству Латвии. Глава экспедиции Константин Богданов рассказал подробности в интервью латвийской газете "Сегодня".
— Насколько известно, первый этап экспедиции осуществлялся в территориальных водах России, а второй — в водах Эстонии?
— Да. И тут я должен поблагодарить как департамент охраны памятников старины Эстонии, так и общественных деятелей этой страны, благодаря поддержке которых экспедиция стала возможна даже в столь непростое время, как сейчас. Была проведена большая предварительная работа как в сфере общественной дипломатии, так и по линии официальной переписки.
То, что Эстония выдала российской команде разрешение на работу в их территориальных водах — мы увидели в этом определенный кредит доверия, который постарались оправдать. Ведь теперь известны точные географические координаты гибели и эстонских, и латвийских судов и более чем 7000 человек. Всего в прошедшую экспедицию мы планировали обследовать шесть объектов — в том числе на основании полученных сонограмм надеялись, что будут найдены две подводные лодки. Однако реальность оказалась совсем иной.
Балтийское море - Sputnik Латвия, 1920, 07.07.2021
Исследователи из России, Эстонии, Латвии обнаружили два затонувших судна на дне Балтики
— Трудно было работать на глубине?
— Условия погружения оказались не самыми простыми. Почти все объекты лежат на глубине восемьдесят, девяносто, сто и больше метров. Температура у поверхности воды — плюс двадцать градусов. Поэтому самая долгая декомпрессионная остановка в шести метрах глубины (там мы стояли порою по часу времени), оказалась довольно комфортной. Остальные остановки на большей глубине — это плюс четыре–пять градусов. Усталость накопилась, конечно…
Но самое трудное для всех без исключения — увидеть такое большое, трудно осознаваемое количество останков, количество прерванных в считанные минуты человеческих жизней. И то, что эти захоронения найдены и идентифицированы — это, наверное, самое важное, ради чего все участники нашей команды шли под воду.
— Какие суда из Латвии, погибшие в ходе Таллинского прорыва, вам удалось отыскать?
— Первой нашей находкой стал как раз–таки "латвиец". Госпитальное судно "Калпакс" (до 1940 года латвийский Kalpaks, до 1926 года Leyton, ранее — Marie Louise), погибшее 29 августа 1941 года от ударов немецкой авиации. Оно лежит на глубине 48 метров юго–западнее острова Мощный (Лавенсари) — мы провели видеосъемку мостика, носовой и кормовой части, осмотр трюмов.
На штурвале обнаружили клеймо, свидетельствующее о постройке судна во Франции — в силу чего и возникло предположение, что это именно "Калпакс". Однако однозначная идентификация стала возможна лишь после находки носового колокола с надписью Marie Louise и указанием года и места постройки: 1914, город Нант.
В трюмах и на палубе мы нашли многочисленные останки людей, стрелковое оружие, каски. Перед выходом пароход принял в Таллине на борт 1000 человек. Из них 850 были ранеными бойцами, остальные в основном — женщины и дети. В ходе прорыва "Калпакс" неоднократно останавливался на минных полях и героически спасал людей с погибающих судов. По разным оценкам, к вечеру 29 августа на борту насчитывалось уже до 1500 человек. В документах сохранились факты о гибели "Калпаскса", они крайне драматичные…
— Расскажете?
— Что ж, цитирую документ: "Когда из всего каравана осталось только три судна, враг все свои силы бросил на них. Пикировка не дала результатов благодаря хладнокровию и великолепной практике командиров по отражению воздушных атак. Тогда самолеты с бреющего полета обстреляли мостик из пулемета. На своем посту смертью храбрых пал 2–й пом. капитана Ноппел, рулевой матрос Кокоришс, два краснофлотца–сигнальщика.
Капитан был ранен, но продолжал стоять у телеграфа, пока не истек кровью и не упал. Старший помощник Шверст взял руль и после ранения капитана остался один на залитом кровью мостике. Продолжалась неравная борьба одного человека с атакующей волной самолетов. Шверст метался от телеграфа к рулю среди трупов и раненых. Безукоризненно работало машинное звено, все приказания до последнего момента выполнялись четко и бесперебойно. Пули пробивали палубу и обшивку мостика. Борьба продолжалась. Судно то останавливалось, то мчалось вперед, уклоняясь то вправо, то влево".
Балтийское море, побережье в Швеции - Sputnik Латвия, 1920, 12.07.2021
Тайна братской могилы: на Балтике опознан погибший латвийский ледокол
— Что же стало причиной гибели судна?
— Несколько прямых попаданий. Как потом сообщали выжившие, первая бомба угодила в трюм номер два.
"Нос стал медленно погружаться, судно теряло скорость. Видя бесцельность дальнейшей борьбы, Шверст дал отбой машине и приказал всем выйти на палубу. Когда все уже были на палубе, бомба попала в машинное отделение. Следующая попала в первый трюм. Судно тонуло. Под руководством Шверста были спущены шлюпки и уцелевший плот. Люди заметались по палубе, началась жестокая борьба за существование. С помощью силы приходилось людей выбрасывать за борт. В кормовых трюмах раненые, трюма закрыты, брезенты заклинены. Шверст ножом резал брезенты, чтобы всплыли лючины и люди могли подняться. Опоздав покинуть судно вовремя, Шверст пошел на дно вместе с кораблем. После борьбы в глубине с всплывающими лючинами и отдельными предметами он поднялся.
"Калпакс" затонул 29 августа 1941 года в 16 час. 46 мин. Враг продолжал обстреливать плавающих людей из пулеметов, бросал в них бомбы. Судов больше не было, немецкие летчики фотографировали эту трагедию с высоты в несколько метров. Проплавав всю ночь до 7–8 часов утра, Шверст был поднят катером в полусознательном состоянии. Всего спаслось 60–70 человек из более чем 1000 человек на борту. Из экипажа транспорта в 29 человек осталось в живых 16, в том числе и раненый капитан Вейнбергс", — гласят строчки документов.
— "Калпакс" ведь стал не единственным судном из Латвии, найденным вами в этой экспедиции?
— Да, еще был найден "Атис Кронвальдс" (№ 563) — латвийский пароход немецкой постройки 1900 года. В Таллине он принял на борт восемьсот человек (это были в основном гражданские лица), а также имущество и оборудование военного порта.
Вечером 29 августа пароход погиб от ударов немецкой авиации. Несколько часов спустя к месту гибели катастрофы подошло небольшое парусно–моторное судно: ему удалось поднять на борт всего около сорока человек, в том числе и раненого капитана судна Эмсина.
Мы обнаружили в носовой оконечности парохода судовой колокол с надписью St?r Kiel 1909. Помимо костей погибших пассажиров, в трюмах и на палубе найдены многочисленные тюки и ящики, а на кормовой палубе — судоремонтное оборудование.
— Ужасная трагедия…
— Далее нам удалось обнаружить суда, которые мы идентифицировали — это "Эверита" и "Кришьянис Валдемарс", оба тоже первоначально принадлежали латвийскому пароходству.
На "Эверите" (она же ВТ–545) эвакуировался гарнизон острова Найсаар. "Эверита" стала четвертой по количеству человеческих жертв потерей Таллинского прорыва. Загрузка судна в маленькой гавани острова затянулась, и "Эверита" отошла от берега только днем 28 августа, когда конвои уже двигались на восток. "Эверита" смогла догнать остальные суда только поздно вечером, на западной границе минного поля "Юминда". Наступившая к тому моменту темнота не позволила отставшему транспорту двигаться по ранее протраленному фарватеру, и примерно в 22 часа "Эверита" подорвалась носом на мине. Судно переломилось и затонуло почти мгновенно. Около 1500 человек оказались совершенно одни в ночном море.
Чужие среди своих: что будет с останками русских солдат в Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 10.04.2020
Видео
Останки русских солдат в Латвии: кто занимается поиском и захоронением павших воинов
Но на помощь им подоспел следовавший в составе арьергарда советского конвоя сторожевой корабль "Циклон". Сторожевик вошел в гущу обломков и стал принимать людей на борт. Однако в темноте и сам "Циклон" сдрейфовал на мину, взрыв которой разорвал сторожевик пополам. В итоге из тех, кто плыл на "Эверите", спасли всего несколько десятков человек, подобранных катерами. Экипаж "Циклона" погиб почти в полном составе.
Ныне "Эверита" лежит на глубине 106 метров. Виден перелом корпуса судна в районе носового трюма, корма высоко задрана над грунтом. Мы произвели съемку кормовой части затонувшего парохода. Обломки разорванного пополам "Циклона" лежат всего в паре сотен метров от остова "Эвериты" на глубине 97 метров. Его оторванный нос мы сначала приняли за затонувшую подлодку, но потом ошибка разъяснилась.
— Насколько известно, вы еще нашли и ледокол, некогда ходивший под латвийским флагом?
— Да, "Кришьянис Валдемарс". В августе 1941–го прорыв флота совершался в следующем порядке: отряд главных сил, отряд прикрытия, арьергард и четыре конвоя. Ледокол "Валдемарс" двигался в составе конвоя № 1.
28 августа около 18 часов суда данного соединения стали подходить к западной границе минного заграждения "Юминда". В этот момент начался налет вражеской авиации. Шедшие до этого в плотной колонне транспорты стали маневрировать, уклоняясь от бомб, но при этом выходя за пределы протраленного фарватера. Первым подорвался на мине санитарный транспорт "Элла". На помощь ему поспешил "Валдемарс" и тут же подорвался на мине сам. Огромный ледокол очень быстро принял вертикальное положение и ушел под воду.
Всего, по данным историка Радия Зубкова, погибло восемьдесят семь пассажиров и пятьдесят членов экипажа. Среди них, кстати, оказались несколько видных литераторов, писавших для фронтовых газет.
Ныне "Кришьянис Валдемарс" лежит на глубине около девяноста метров, глубоко зарывшись носом в ил.
Один из участников экспедиции Максим Спутай, рассказал о реакции своих коллег во время экспедиции.
Помню моменты, связанные с обследованием судна "Балхаш". Первым поднялся Вадим Кутуков. Очень коротко доложил о том, что он там увидел на дне. "Тяжело. Очень тяжело" - повторил несколько раз. И замолчал, ушел в себя. Ощущение, что принес с собой наверх дыхание смерти… Надолго замолчал, на несколько часов. И следом каждый, возвращаясь, также уходил в себя. Седые, брутальные мужики, далеко не пацаны… Каждый прошел огонь, воду и медные трубы. Поднимаются, снимают снаряжение и молчат… Вот это было самым трудным для меня за все десять дней экспедиции.
Спутай также рассказал, что было на кадрах подводной съемки, которую члены экспедиции смотрели после погружения. Он увидел целое поле, слоем почти в два метра, сложенное из человеческих останков - кости, черепа, одежда, обувь, амуниция, все вперемешку.
"Детский, с кулак, череп. Грудничок совсем… Женская обувь. Горе. Безмерное горе…" - заключил Максим.
Лента новостей
0