Деньги онкобольным: с миру по нитке, с государства пшик

© Sputnik / Константин Михальчевский / Перейти в фотобанкМедсестра устанавливает капельницу
Медсестра устанавливает капельницу - Sputnik Латвия, 1920, 13.07.2021
Подписаться
Латвия является европейским чемпионом по недоступности инновационной онкотерапии. Ничего удивительного, что каждый месяц общественность собирает всем миром на лечение рака за границей
РИГА, 13 июл - Sputnik, Зинаида Юшкевич. "Огромные деньги, которые сейчас получила медицина, уходят коту под хвост: ни одна проблема здравоохранения не решена окончательно", – заявил экс-министр Гунтис Белевичс, комментируя ухудшившуюся на фоне пандемии COVID-19 ситуацию в лечении онкологических заболеваний.
Белевичс напомнил, что в бытность министром использовал увеличение финансирования всего на 11 млн евро, чтобы добиться победы над гепатитом С: финансируемые государством медикаменты, на которые ранее требовалось по 200 евро в месяц с каждого пациента, создание регистра больных, действующего до сих пор.
"Гепатитом С заражались молодые трудоспособные люди, и из-за того, что в Латвии они не могли получить гарантированного государством лечения, они даже уезжали в другие страны, где такая помощь оказывалась, – напомнил экс-министр. – Эпидемиологическая ситуация по гепатиту вызывала упреки со стороны Еврокомиссии в адрес Латвии. Мы не только нашли по 40 тысяч евро на лечение каждого пациента, но и договорились с производителем лекарств о том, что будем платить только за вылеченных больных, добившись таким образом результата в 98%. Так что многие проблемы поддаются решению, если руководитель Минздрава хочет это сделать".
Клинический центр онкологии и ядерной медицины в Челябинске - Sputnik Латвия, 1920, 20.04.2021
Онколог: число запущенных случаев рака в Латвии растет
Белевичс был автором идеи "зеленого коридора" в лечении онкологических заболеваний, частично реализованной его преемницей Андой Чакшей. Однако она так и не начала действовать согласно первоначальному плану: по словам автора, "узким горлом" в коридоре стала доступность профессиональной помощи. Чтобы ее обеспечить, достаточно сделать одну простую вещь: финансировать онкологам частный прием аналогично тому, как было сделано с наблюдением беременных в бытность министром Ингриды Цирцене. Да, механизм профессионального лоббизма в Латвии иногда работает именно так: заняв высшую должность, специалист проталкивает решения в интересах коллег. Однако в данном случае такой лоббизм пошел на пользу и здоровью матери и ребенка, признает Гунтис Белевичс.
Больше всего нареканий у онкологических пациентов вызывают очереди на прием к специалистам и на диагностику, которые в ковидное время растянулись на долгие месяцы даже в рамках "зеленого коридора", где решения должны приниматься оперативно ради лучшего результата лечения. Пациентам, которым нужно наблюдение и регулярный скрининг после первого этапа болезни, приходится еще хуже.
По данным крупнейшей компании по продвижению лекарств IQVIA, Латвия уступает только Эстонии в медлительности освоения новых препаратов. Если Германия внедряет их через 3 месяца (121 день) после одобрения Европейским агентством, то Латвия – почти через 3 года (930 дней).
Наряду с Боснией, Македонией и Сербией наша страна находится в "красной зоне" по компенсируемым инновационным онкологическим лекарствам: наша казна финасирует только четыре препарата из 41, хуже только в Сербии - два. С этой страной, пережившей бормбардировки НАТО, Латвия соревнуется и в доступности лекарств: публично не доступно ни одно новейшее средство, ограниченно доступно 10% (в Сербии 5%), частным образом можно купить 12% лекарств. Одобрены медицинскими властями, однако недоступны - 78%. Сербия хотя бы не одобрила применение 32%, поэтому и показатель недоступности у нее меньше - 46%.
Таким образом, Латвия является европейским чемпионом по недоступности инновационной онкотерапии. Ничего удивительного, что каждый месяц общественность собирает всем миром на лечение рака за границей. Собирала и собирать будет.
Без дополнительного финансирования ни одну проблему не решить, уверен Гунтис Белевичс. И денег в стране, как уверял премьер-министр Кариньш, много, как никогда. Бюджет Минздрава в 2018 году вырос сразу на 194 млн евро, в 2019-м превысил миллиард. Из 194 млн прироста 79 млн были долговыми – Еврокомиссия разрешила ради здравоохранения увеличить бюджетный дефицит, причем 15 млн из этих денег полагались именно на онкологию.
Ковидный 2021 год ознаменовался полуторакратным ростом бюджета здравоохранения: он составил 1,6 миллиарда евро. Из них 1,3 миллиарда предназначены непосредственно больницам, а 300 млн -- надстройке. На вознаграждения чиновников отведено 123 млн евро, из которых основная зарплата составляет половину (63 млн), а еще четверть (33 млн) – вознаграждения и премии "за работу в особых условиях" и "качественный труд". Это в полтора раза больше, чем попросил Минздрав на диагностику рака в 2022 году (20 млн). Попросить – не значит получить...
Медицинская сестра - Sputnik Латвия, 1920, 13.07.2021
Eurostat: в Латвии самая высокая смертность от рака простаты в ЕС
Общее финансирование онкологического лечения в Латвии в 2021 году составило 109 млн евро. Но министерство признало, что здесь имеются серьезные недостатки, и запросило на 2022 год удвоение бюджета онкологии, с последующим ростом на 130,7 млн в 2023 году и 150 млн в 2024-м. На медикаменты планируется направить 64 млн евро. Но тревожит то, что не обозначаются конкретные цели закупок.
Как говорила руководитель Общества больных Vita Ирина Янума, некоторые чиновники понимают задачу "зеленого коридора" так, чтобы по возможности быстрее направить пациента на лечение устаревшими лекарствами, которые не столько борются с раком, сколько уничтожают силы организма. Иммунотерапия, целевая терапия, избирательно действующая на опухолевые клетки считаются дорогим удовольствием и за государственный счет малодоступны.
Для лечения рака в арсенале латвийских врачей только 23 одобренных в 2016-2019 годах препарата, тогда как в России и Литве – 26, в Польше – 42, в Эстонии – 47, в Финляндии – 94 из 152 возможных.
Гунтис Белевичс как дипломированный медик, получивший образование в России (Второй Московский медицинский институт) и в Германии, выступает за то, чтобы профильное ведомство реально было министерством здоровья, а не больных. Латвия до сих пор этого не достигла.
"Отсутствие регистра онкологических больных с мониторингом эффективности применявшегося лечения и инновационных лекарств – те проблемы, которые мешают эффективному лечению онкологических заболеваний. Это и должно быть ясно обозначенным приоритетом, чтобы увеличение финансирования не проходило вхолостую", – подчеркнул экс-министр.
Лента новостей
0