РИГА, 22 мар — Sputnik. Госполиция наложила арест на имущество бывшего совладельца банка ABLV Эрнестса Берниса - в рамках уголовного дела об отмывании теневых капиталов, сообщает Латвийское телевидение.
В июне 2020 года полиция провела массовые обыски по ряду адресов, связанных с ABLV. До этого обыски проводились в конце января – в здании банка и еще нескольких офисах. В рамках дела был опрошен и Эрнестс Бернис (к нему никакой статус в деле не применен). Адвокат Берниса – Янис Карклиньш – сообщил журналистам, что "дело связано с иностранными клиентами банка, которые, возможно, занимались преступной деятельностью".
В свою очередь, руководитель первого отдела Управления Госполиции по борьбе с экономическими преступлениями Инесе Гисе пояснила: стражи порядка рассматривали деятельность 200 клиентов ABLV, совокупный оборот их сделок измерялся миллиардами евро, перечисления со счетов и на счета — сотнями тысяч.
Расследование, похоже, продвинулось вперед: по сведениям редакции передачи De facto, следователь в феврале 2021 года именно в рамках этого уголовного процесса наложил арест на имущество (в том числе доли капитала), владельцем которого является Эрнестc Бернис.
С санкции суда арестованы его доли в предприятии Cassandra Holding Company, их стоимость оценивается почти в 56,9 миллиона евро. Эта компания владеет, по данным Регистра предприятий, неполными 14,76% акций банка ABLV. Но по неясным пока причинам арест не затронул материнское предприятие Cassandra Holding Company — Syzygy. В ней истинными бенефициарами указаны супруга бизнесмена Ника Берне и его дочь Ася Берне. Не арестована и "дочка" Syzygy — фирма ASG Resolution Capital, которая владеет в ABLV почти 28,76% акций.
Из открытой части решения следователя следует, что арест на опосредованно принадлежащее Бернису имущество наложен, чтобы обеспечить в будущем его возможную конфискацию (в качество дополнительной меры наказания). Почему это не сделано в отношении других компаний, неизвестно.
Управление по борьбе с экономическими преступлениями также наложило арест на предприятие Берниса Bofo и на Omnia Analytics, которым он владеет совместно с Вадимом Рейнфельдом. Арестованы также принадлежащие Рейнфельду доли в Vincit Advisory и Vincit Online.
Сам Бернис не согласен с подозрениями в легализации теневых капиталов в его кредитном учреждении. Он подчеркивает, что за банком надзирали Комиссия по рынку финансов и капитала, ЕЦБ, аудит проводили международные компании, сделки изучала Контрольная служба (ныне — Служба финансовой разведки).
"К сожалению, при виде высказываний должностных лиц в последнее время, что к делу ABLV привлечены, возможно, крупнейшие в мире административные ресурсы, у меня возникают опасения, что поставлена цель и задача просеять только и единственно ABLV. И так уже три года. Однако я по-прежнему верю, что следствие произойдет объективно и законно",— указал Бернис в своем письменном ответе на запрос LTV.
Он пояснил также, что арест капитала не затрагивает хозяйственную деятельность предприятий.
В феврале 2018 года Минфин США обвинил ABLV, второй по величине латвийский банк, являющийся крупнейшим независимым частным банком в стране, в отмывании денег, причастности к транзакциям, связанным с Северной Кореей, и подкупе чиновников. Банк принял решение о самоликвидации, поскольку его не стал спасать ни ЕЦБ, ни Банк Латвии.
Вклады физлиц до 100 тысяч евро начали выплачивать практически сразу, но для более крупных — и для вкладов юридических лиц — проводится проверка по утвержденной методологии.