РИГА, 18 мар — Sputnik. Программу выдачи вида на жительство в обмен на инвестиции стоит не закрывать, а переформатировать, заявили участники передачи "Открытый вопрос" на Латвийском радио 4.
На прошлой неделе премьер-министр Кришьянис Кариньш заявил, что программа "вид на жительство в обмен на инвестиции" является пережитком политики денежного транзита, исчерпала себя и должна быть закрыта. Министр внутренних дел Сандис Гиргенс, выступавший с докладом об этой программе, сказал, что инвестиции, конечно, нужны, но привлекать надо таких инвесторов, которые не создают угрозы для национальной безопасности.
Управляющий партнер юридического бюро "Падва, Паринов и партнеры" Михаил Паринов, сам когда-то переехавший в Латвию из России, считает опасения правительства преувеличенными.
"Я не вижу риска отмывания денег здесь вообще, учитывая те механизмы, которые на сегодняшний день работают. Помимо банковских проверок, которые сейчас иностранцу пройти крайне тяжело, все инвесторы и источники их денег [в рамках программы "золотых виз"] с 2014 года проверяются специальным подразделением Полиции безопасности. То есть вероятность того, что под таким совместным контролем могут быть использованы коррупционные (ну, в первую очередь коррупционные, если мы говорим о России) деньги, я оцениваю как ничтожно малую", - сказал Паринов.
С другой стороны, по его словам, в нынешнем виде программа, по сути, недееспособна, поскольку еще в 2014 году политики и чиновники сделали все возможное, чтобы ее уничтожить.
По данным МВД, число заявок и, соответственно, объем инвестиций от претендентов на ВНЖ с 2014 года сильно снизились, а COVID-19 ускорил падение. В сумме же с 1 июля 2010-го по конец прошлого года в рамках этой программы зарегистрированы 1,5 млрд евро инвестиций, из которых 1,29 млрд вложены в недвижимость. Граждане третьих стран могут получить ВНЖ, вложив деньги в местные банки, в местные предприятия или купив беспроцентные гособлигации, но эти варианты пока принесли Латвии намного меньше денег.
Впрочем, как отмечает член правления Латвийской ассоциации по сделкам с недвижимостью (LANĪDA) Андрей Валтерс, реальный вклад иностранцев, получивших ВНЖ в обмен на покупку квартиры или дома, безусловно, больше попавших в статистику 1,29 млрд евро.
"Недвижимость – это такая отрасль, которая связана с очень многими другими отраслями: это и строительство, и всё, что связано с предметами интерьера, с мебелью — можно долго перечислять. […] Наш опыт показывает, что большинство [иностранцев] всё-таки использует эту возможность, чтобы приехать отдохнуть семьей, с друзьями. Как правило, это люди состоятельные, они тратят здесь деньги, которые попадают в сферу ресторанов, разных услуг, отдыха — это всё, что подпитывает экономику. Поэтому 1,29 млрд — это только купленная недвижимость. А сколько еще денег за это время здесь было потрачено? Я думаю, это тоже многие миллионы евро", — сказал он.
В том, что касается влияния этой программы на безопасность, участники эфира были единодушны: решительно неясно, как обладатели ВНЖ могут угрожать Латвии или Европе. Тем более что для того, чтобы попасть в ЕС и, соответственно, в Латвию, до пандемии не было необходимости приобретать недвижимость за четверть миллиона, достаточно получить многолетнюю шенгенскую визу — например, итальянскую.
"Люди, у которых есть деньги, не приходят сюда и не вкладывают, чтобы заниматься здесь чем-то, что угрожает нашей безопасности", — заверил предприниматель, инвест-банкир, один из основателей Prudentia Гиртс Рунгайнис.
Он отметил, что там, куда приходят предприниматели, возникает дополнительный спрос, рабочие места, и это во благо экономике. Вопрос в том, насколько государство в этот сложный период способно обсуждать, какой должна быть иммиграционная политика, кого нам следует привлекать и какие у Латвии есть преимущества для привлечения инвесторов.
"В принципе, земля, где находится и работает предприниматель, становится лучше. Так что я, в принципе, считаю, что глупо это не использовать", — сказал он.
Все участники передачи сошлись на том, что следует обсуждать не закрытие программы, а ее перенастройку, и делать это с участием профессионального сообщества.
"В общем-то и придумывать ничего не надо: такие программы работают во многих местах, есть много статистики, как это работает. И мы неизбежно к этому идем и придем. Если мы не выбираем и не организуем поток людей, которые к нам приезжают, начинают здесь жить и заниматься предпринимательством, это все равно будет происходить, но это будет стихийно, без нашего выбора — и будет только хуже", — считает Рунгайнис.
"Думается, что правильным решением на сегодня является оставить всё как есть, а когда наступят лучшие времена (они же когда-то наступят), сделать глубокий "тюнинг" и "рестайлинг" этой программы", — заключил Михаил Паринов.