Латвия - это мост. По которому никто не ездит и не ходит

© Sputnik / Sergey MelkonovПустые цистерны идут обратно в Россию из Вентспилса. Транзит грузов из Латвии в Россию
Пустые цистерны идут обратно в Россию из Вентспилса. Транзит грузов из Латвии в Россию - Sputnik Латвия, 1920, 14.03.2021
Подписаться
Если бы существовал глобус Латвии, то имел бы он весьма странный вид. Он был бы похож на тарелку с обкусанными краями. Древние считали, что мир заканчивается за околицей за той вот прибрежной скалой. Кажется, что подобная картина мироздания характерна и для нас

Недавно глава Банка Латвии Мартиньш Казакс в очередной раз озвучил не новую для Латвии географическую доктрину. Он сказал, что хватит уже рассматривать Латвию, как мост между Востоком и Западом. Что от этого один беды и бедность.

По мосту никто не ходит

"Мы долго позиционировали себя как мост для грузов, людей и денег между Востоком и Западом. Эта модель полностью себя исчерпала из-за геополитических тенденций, регулирующих требований и просто изменений экономических факторов", - уверен Казакс.

Данным утверждением глава Центробанка не дает рекомендации на будущее, но вынужден подтвердить уже существующий статус-кво: грузов нет, так как оборот портов и железной дороги рухнул, денег тоже, так как репрессии в отношении вкладчиков и клиентов банков из стран СНГ отпугнули большинство из них. Что касается людей, то коронавирус и, в отличие от соседних стран, долго действовавший запрет на прямые перелеты в Россию, так же сделали свое дело. Мост как бы есть, но по нему никто не ездит и не ходит.

Разрушенный мост на реке Саве в пригороде Белграда Остружнице - Sputnik Латвия, 1920, 05.03.2021
Латвия больше не мост для грузов, людей и денег: президент Центробанка обозначил проблему

В прошлом году Латвийская "железка" перевезла 24,1 миллиона тонн грузов, что на 42% меньше, чем в 2019 году. Оборот портов Латвии в 2020 по сравнению с 2019-м рухнул на 28%, свидетельствует ЦСУ.

По данным учреждения, возглавляемого Мартиньшем Казаксом, если в январе 2015 года объем вкладов иностранцев-юридических лиц в банках Латвии составлял 9,37 миллиарда евро, то в январе 2021 - уже 0,786 миллиарда.

Начало года продолжило "упаднические" тенденции. Рижский свободный порт в январе-феврале этого года перевалил 3,426 миллиона тонн грузов, что на 14,6% меньше, чем за те же месяцы 2020 года

Латвийская авиакомпания airBaltic в феврале 2021 года перевезла 23 тысячи 530 пассажиров, что на 91,7% меньше, чем в феврале прошлого года, сообщили в airBaltic.

Аэропорт "Рига" до недавнего времени был в Латвии счастливым примером того, что символ может быть экономически выгодным и эффективным. "До недавнего времени авиационная отрасль и аэропорт "Рига" как центральный транспортный узел Балтии составляли предмет нашей законной гордости. Но согласитесь, лидерство - не вполне соответствует нашему национальному характеру. Поэтому этот диссонанс следует устранить как можно скорее", - пишет Бен Латковскис в Neatkarīgā.

Аэропорт "Рига" в настоящее время теряет статус транзитного узла Балтии, вынужден констатировать минстр сообщения.

Экономика уйдет к другому

Правда, экономика рассматривает географию по своей логике. Для нее кратчайший путь между пунктами А и Б - это чаще всего самый выгодный путь. И если экономическая целесообразность заменяется на политическую конъюнктуру и "символизм", то экономика будет мстить. Она - как обманутая жена возьмет часть совместно нажитого и уйдет по мосту к другому. Как поступил в портами Балтии белорусский транзит.

Контейнерный терминал в Рижском порту - Sputnik Латвия, 1920, 10.03.2021
Грузооборот Рижского порта упал еще на 15%: от обвала спасли зерно и лес

Как бы то ни было, теперь нам надо бросить все силы на строительство моста Латвия - Запад. У нас, кстати, для этого есть многомиллиардная афера — железная дорога RailBaltic по которой неизвестно кто (кроме натовских танков) должен ездить.

Но и тут глобус Латвии с западной стороны упирается в какие-то непонятки. В Эстонии и Латвии уже решают, каким цветом красить крыши станций и щебень вдоль путей (в патриотические цвета флагов), а в Польше не делается ровным счетом ничего, как-будто про проект забыли.

Но поезд из Таллина не доедет до Берлина, если не будет колеи и нужной инфраструктуры в Польше. А ведь RailBaltic для нас, латвийцев, это символическая связь с Западом. Железная нитка, которая крепко-накрепко привяжет нас к цивилизованному миру с его высоким уровнем благосостояния.

Вообще, конечно, география - наука неудобная и не эластичная. С историей Латвии не повезло, о чем говорит исторический комплекс жертвы и его храм - Музей оккупации. Но историю можно переписывать бесконечно — только успевай осваивать гранты и получать премии за ее правильное освещение. Но вот география. Вряд ли Казаксу или какому-то другому латвийскому "колумбу" удастся сделать в ней новый сенсационные открытия.

А ведь как счастливо мы бы с вами зажили, если бы можно было аккуратно вынуть Латвию из ее места на карте и поместить куда-нибудь между Швейцарией и Францией, Люксембургом и Германией.

Какой океан омывает наш хутор?

Возможно, дело в каких-то национальных особенностях, допускает Бенс Латковскис, публицист NRA.

Помните очередную маркетинговую парадигму Латвии о том, что латыши - замкнутые хуторяне-интроверты? Возьмем типичного созидателя Айнара Шлесерса, благодаря которому Латвия в свое время и стала доминирующей в авиационном секторе стран Балтии.

Платежный терминал - Sputnik Латвия, 1920, 05.03.2021
"Красный террор" продолжается: банки отказываются открывать счета

Несмотря на гигантскую энергию и работоспособность, Шлесерс был не самым популярным политиком Латвии. Видимо, в его деятельности было что-то отталкивающее для значительной части общества.

Тот факт, что в прошлом году в латвийских портах резко упал грузооборот, пишет журналист, многие в Латвии даже не сочли проблемой - порты никогда не были социально близки нашим политическим кругам. Напротив, они всегда рассматривались как вотчина "олигархов", поэтому их крах на подсознательном уровне только греет некоторые сердца.

Авиационная отрасль тоже традиционно непонятна нашим фарисеям-книжникам. К ее расцвету имел отношение ненавистный Шлесерс, у истоков airBaltic стоял не менее ненавистный Бертольд Флик.

Банки же латыши обычно любят только раз в месяц - когда приходит смска о зачислении на счет зарплаты. А уж размеры зарплат главы airBaltic, руководства аэропорта или членов правления Рижского порта и коммерческих банков - лучшее средство для выделения желчи.

Поэтому за границами нашего хутора ничего не разглядеть. То ли туман, то ли стена. А скорее всего, там кончается мир и плещутся воды Великого океана, населенного невиданными рыбами и животными, пугливыми и непредсказуемыми инвесторами и хищными акулами-капиталистами. Жуть...

Лента новостей
0