РИГА, 11 мар — Sputnik, Дмитрий Олейников. Повинуясь решениям правительства, Рижская дума готовится с 15 марта отменить льготы на проезд в общественном транспорте для определенных групп населения, включая школьников и пенсионеров. Именно о таком сценарии предупреждали партии прежней коалиции в Рижской думе более полугода назад.
Во вторник на заседании кабинета министров был концептуально утвержден сценарий новых мер безопасности, который может продлиться либо до конца режима чрезвычайной ситуации, 6 апреля, либо даже до начала мая. Он также предусматривает, что заполняемость в общественном транспорте будет снижена до 30% от номинальной.
Против этого на заседании правительства выступал министр сообщения Талис Линкайтс и – косвенно – председатель правления Rīgas satiksme Джинета Иннуса. Талис Линкайтс заявил, что неразумно, с одной стороны, разрешать работу предприятий, с другой – ограничить возможность жителям рижских микрорайонов попасть на эти предприятия, используя общественный транспорт. В свою очередь, Иннуса подчеркнула, что возможности Rīgas satiksme не беспредельны – предприятие не в состоянии выводить на маршруты неограниченное количество техники, компенсируя возможные ограничения по вместимости общественного транспорта.
Впрочем, в логике нельзя отказать и второй стороне – трудно объяснить, говорили на заседании кабинета министров, почему в магазинах, например, на каждого покупателя должно быть выделено по 25 квадратных метров, но при этом люди могут ездить в переполненных в часы пик автобусах и троллейбусах.
В ходе дискуссий в правительстве было высказан и такой аргумент – люди едут в общественном транспорте не "ради покататься", а исключительно по необходимости. Но на коллективное решение эти доводы не повлияли.
На следующий день состоялось заседание Группы стратегического руководства по ограничению распространения COVID-19, на которой председатель правления Латвийской торгово-промышленной палаты (ЛТПП) Янис Эндзиньш перечислил предложения, составленные ЛТПП в сотрудничестве с Конфедерацией работодателей, Союзом свободных профсоюзов и другими организациями. А именно – следует пересмотреть систему льготного проезда в городском общественном транспорте, чтобы мотивировать меньше им пользоваться. В частности, прозвучали мнения о том, что "в общественном транспорте много школьников, которые едут, неизвестно куда". Пока дежурное предложение заключается в том, чтобы отменить льготы как минимум в часы пик. Увеличить число рейсов также было рекомендовано. С комплексом предложенных мер согласился и премьер-министр.
Вечером того же дня в эфире Латвийского телевидения мэр Риги Мартиньш Стакис отреагировал на заявления правительства. Он заявил, что если будет принято решение об ограничении заполняемости общественного транспорта, Рижская дума будет вынуждена отменить льготы для определенных групп населения - детей, молодежи и пенсионеров. При этом мэр просит правительство не принимать такое решение: "Данное решение для Риги означает либо увеличение общественного транспорта – вместо 350–400 единиц на маршруты должны выходить 500–600, но у Rīgas satiksme их просто нет. Либо сократить пассажиропоток на 40%".
При этом Стакис выступил и против требования, чтобы пассажиры заходили в транспорт только через передние двери (для контроля количества людей). Люди, по его словам, не будут соблюдать дистанцию, кроме того, значительно сократится приток свежего воздуха в транспорт, который поступает через открытые двери на остановках.
Все, казалось бы, логично. Правительство предпринимает ограничительные меры (кстати, в отношении переполненного общественного транспорта), а Рижской думе ничего не остается, как послушно выполнять распоряжение вышестоящих инстанций. Появляется даже некое сочувствие к мэру Стакису, которого "задевают" решения, принимаемые его же коллегами по партии. Но...
В июле-августе прошлого года, когда вовсю шла предвыборная борьба на внеочередных выборах в Рижскую думу, представители прежней коалиции – кандидаты от "Согласия" и "Честь служить Риге!" – неоднократно предупреждали рижан, что если к власти в столице придут партии правительственной коалиции, то они отменят льготный проезд для многих рижан.
Могли ли кандидаты от "Согласия" и ЧСР предвидеть развитие событий с пандемией на ближайшие полгода? Вряд ли. Эпидемиологов среди них немного, а вот людей, знакомых с правилами формирования городского бюджета, – достаточно. Дотации Rīgas satiksme на поддержание льготных перевозок поступают из городского самоуправления, а туда - из государственного бюджета. И кажется вполне логичным, что под общую "борьбу с пандемией" был наконец найден способ сэкономить значительное количество бюджетных средств. За счет рижан.