РИГА, 2 фев — Sputnik. Совет по конкуренции оштрафовал дочернее предприятие Латвийской железной дороги - LDz Cargo – на 5,7 миллиона евро, констатировав, что компания недобросовестно использовала доминирующее положение на рынке грузовых перевозок. LDz сообщила на своем сайте, что оспорит решение.
Совет по конкуренции отметил, что в Латвии грузовыми перевозками по железной дороге занимаются четыре компании. LDz Cargo с помощью различных действий с 2007 года осложняла работу конкурентов. Также Совет по конкуренции отмечает, что LDz необоснованно назначала плату за простой на путях вагонов, принадлежащих частным лицам.
В LDz с решением не согласны и намерены оспорить его в Административном окружном суде.
Ответ Latvijas dzelzceļš
Latvijas dzelzceļš пояснила, что Совет по конкуренции возбудил дело 28 декабря 2018 года после полученного 7 ноября 2017 года заявления от компании Baltijas ekspresis. В рамках изучения дела Совет по конкуренции оценивал деятельность LDz Cargo и Latvijas dzelzceļš, связанную с доступом перевозчиков к приграничной зоне и с переадресацией грузов.
В LDz пояснили, что трансграничные грузовые перевозки происходят, например, при передаче вагонов российского или белорусского перевозчика или железнодорожного предприятия и имеющихся в них грузов латвийскому перевозчику. Так как железнодорожная инфраструктура не приспособлена для передачи грузов на госгранице, эта передача происходит на ближайшей железнодорожной станции. Например, при перевозках из Латвии в Россию передаточной станцией в Латвии является Резекне, тогда как передаточные станции в России – Пыталово и Себеж.
"Учитывая, что передача груза связана со значительной ответственностью как за ценность грузов и вагонов, так и за соблюдение экологических требований и других факторов, железнодорожные перевозчики соседних стран тщательно выбирают предприятия, которым доверяют свой груз для перевозки в приграничной полосе, и всем перевозчикам, желающим выполнять перевозки на пограничных участках, необходимо заключить с железными дорогами соседних стран договор о сотрудничестве на эксплуатацию локомотивов и локомотивных бригад в ходе взаимного обслуживания поездов", - поясняют в LDz.
Компания указывает, что заключение подобных договоров о сотрудничестве лежит в сфере ответственности перевозчика.
По информации LDz, перевозчик Baltijas tranzīta serviss заключил с Белорусской железной дорогой и Российскими железными дорогами договоры об использовании локомотивов, тогда как компания Euro Rail Cargo заключила с РЖД договор на передачу грузов и вагонов, использование локомотивов и осуществление расчетов.
С другой стороны, 19 сентября 2019 года, то есть более чем за год до принятия решения Советом по конкуренции, между Latvijas dzelzceļš и Государственной железнодорожной администрацией был заключен договор, предусматривающий дополнительное регулирование для предоставления всем перевозчикам прямой неопосредованной возможности по выполнению международных грузовых перевозок. Согласно договору, Latvijas dzelzceļš без посредничества LDz Cargo обеспечивает учет вагонов и контейнеров, расчеты за использование вагонов и контейнеров зарубежного парка, а также передачу информации и составление отчетов по показателям железнодорожной деятельности, отметили в LDz.
По поводу предприятий, вышедших на рынок железнодорожных перевозок, в LDz заявили, что им "были предложены технологии, обеспечивающие возможность участия в международных перевозках, и предприятия их одобрили, предложив также продолжать сотрудничество и после основания LDz Cargo".
"Из этого вытекает, что LDz не только не ограничивала конкуренцию, но и побуждала других коммерсантов включаться в международные грузовые перевозки", - говорится в заявлении госкомпании.
Там подчеркнули, что решение Совета по конкуренции считают необоснованным и оспорят его.