РИГА, 28 янв — Sputnik, Андрей Татарчук. Строитель Григорий Шелушенков обратился в фирму Kurt Koenig Latvija, планируя арендовать инструменты для работы, и получил отказ от сотрудницы, обслуживающей клиентов. От лица фирмы она заявила, что предприятие не выдает негражданам напрокат инструмент.
"Неграм и собакам вход воспрещен?"
"Да, да, вы не ослышались! Именно так они и сказали! У них политика фирмы такая! – эмоционально написал оскорбленный клиент в социальной сети. – Я понимаю, когда у физического лица кредитная история плохая или юридическое лицо имеет долги по налогам или другие отягощающие условия невыдачи напрокат инструмента. Но причем тут гражданство или его отсутствие у человека? Какие это у них правила оговаривают не давать человеку инструмент в аренду, если он постоянный житель этой страны и имеет персональный код? Какая разница гражданин он или нет, и какой страны? Может, им еще важно, какой он национальности и веры? И может еще, если он еврей, то надо доказать и показать? Вам не кажется, что это не просто уже дискриминация, а откровенный фашизм?"
Паспорт господина Шелушенкова – латвийский негражданский. На обложке паспорта – герб Латвии, на одной из последних страниц на латышском языке указано, что обладатель данного документа находится под защитой законов Латвийской Республики. И вроде законы государства в данном случае стоят над законами частной фирмы, занимающейся прокатом инструментов и оборудования. Но при этом клиент получил ксенофобский отказ.
"И еще мне просто по-хамски посоветовала сдать на гражданство", - сообщает клиент, указывая, что, безусловно, это не должно касаться сотрудницы коммерческой компании. Шелушенков весьма скептически настроен к преимуществам, которые предоставляет паспорт латвийского гражданина, и, скорее всего, теперь этот статус еще больше девальвирован в его мнении. Хотя формулировка "неграждан не обслуживаем", объективно говоря, в сфере частного бизнеса в Латвии не характерна. Да, случаются истории, когда продавщица в киоске, скорее всего, не знающая русского языка, отказывается разговаривать с покупателем не на латышском. Такое реже случается с английским языком.
Почему же такое произошло с Шелушенковым?
Неграждане и искусственная сегрегация
Статус негражданина в отношении более чем трети населения Латвии был введен в 1994 году уже довольно долгое время спустя после того, как республика вышла из состава СССР – при этом лидеры "Народного фронта" еще в 1991 году заверяли, что абсолютно все население Латвии после независимости получит равные гражданские права (так поступили в Литве с нулевым вариантом гражданства). Статус негражданина получили в 1990-х около 740 тысяч латвийских жителей. По сути, апатридами стали главным образом люди, переселившиеся в Латвийскую ССР из других республик СССР в 1940—1989 гг., и их дети, родившиеся до 1 июля 1992 года.
Сейчас людей без гражданства осталось менее 200 тысяч человек – и процесс натурализации и ассимиляции затянулся уже более чем на четверть века и не способен разрешить эту дискриминационную проблему. Несмотря на существование и достаточно крупное финансирование институтов интеграции, точнее, ассимиляции, деятельность их недостаточно эффективна и является скорее имитацией. Существование и поддерживаемое на уровне государства этого антидемократического института является дискриминацией населения и причиной, по которой Латвию часто упоминают в негативном ключе в различных европейских структурах, включая ПАСЕ и ЕСПЧ. К сожалению, механизм искусственной сегрегации и разделения латвийского общества проявляется и в таких формах, как упомянутый случай с фирмой проката инструментов.
Что не так с работницей фирмы?
Конечно, случай этот омерзительный и позорный – похожее уже было в истории западной цивилизации. После гитлеровского переворота в Германии еврейская часть населения была постепенно все более ограничена в гражданских правах – евреи, как и неграждане в Латвии с 1994 года, в отличие от фольксдойче, лишились права занимать государственные должности. Потом были концлагеря, гетто и Холокост. Подобная же сегрегация существовала в США до 1960-х годов, когда даже в общественном транспорте чернокожий не имел права ехать вместе с белыми пассажирами.
Стоит сказать, что национализм и расизм в Латвии на бытовом уровне и в бизнес-среде – разные явления, в коммерции у нас открытых нацистов нет.
Григорий Шелушенков счел, что в отношении него представитель фирмы проявил дискриминацию – и он прав. Он запросил объяснений от администрации SIA Kurt Koenig Latvija, "по какому праву и закону или по каким вашим внутренним правилам вы мне отказали в услуге, и ваш работник начал мне указывать как мне жить и какой страны мне быть гражданином? Я хочу, чтобы вы опубликовали правила, по которым у вас запрещено выдавать в прокат инструмент негражданам Латвии", указав, что, возможно, действия сотрудницы фирмы подпадают под статью Криминального закона Латвии о разжигании национальной розни, что уголовно наказуемо.
Фирма отозвалась оперативно, принеся клиенту извинения за ситуацию. Указав, что данный инцидент является случаем непонимания и никак не отражает отношения фирмы с клиентами или стандарты политики предприятия. "Мы обслуживаем ВСЕХ честных лиц вне зависимости от гражданского/негражданского статуса. К сожалению, в конкретном случае обслуживание клиента было на очень низком уровне, за что выражаем сожаление и примем соответствующие меры, чтобы в будущем подобная ситуация не повторилась", - известила фирма Kurt Koenig Latvija в своем публичном аккаунте.
Важны взаимоуважительные решения
Руководитель партии РСЛ, депутат Рижской думы Мирослав Митрофанов также обратил внимание на этот случай, указав, что надеется на то, что конфликт исчерпан. "Сегодня утром я позвонил в Kurt Koening и спросил, обслуживают ли они неграждан. Мне ответили, что не делают разницы между гражданами и негражданами Латвии", - заявил Митрофанов, добавляя, что в таких случаях огласка не только желательна, но и обязательна.
"Ибо только публичность заставила предприятие определиться в своих приоритетах. Как действуем дальше? - Есть конфликт вокруг статуса человека, национальности или родного языка – не "заметаем мусор под лавку", но честно обсуждаем, давая всем вовлеченным сторонам найти достойное, взаимоуважительное решение. Это наша страна, и мы можем сделать ее лучше, если проявим принципиальность и доброжелательность", - сказал Митрофанов.
Стоит добавить, что в случае обращения в суд у Григория Шелушенкова были хорошие перспективы выиграть иск и обострение данного конфликта работало явно не на кассу торговца. Признать собственные ошибки сразу для бизнесе часто оказывается выгоднее, чем углубляться в причины фобий своего наемного персонала.