РИГА, 28 янв — Sputnik. Перевалка белорусских нефтепродуктов в российских портах по цене не так выгодна, как в портах Прибалтики, но этот вопрос можно решить на государственном уровне, со стороны РФ - проще всего через тариф РЖД, считают эксперты, опрошенные "Коммерсантом". В перспективе Беларусь может увести из Клайпеды не только бензин, но и дизель.
Правительство России 27 января утвердило проект соглашения с Беларусью о перевозке и перевалке белорусских нефтепродуктов через российские порты в 2021-2023 гг. Морские терминалы России и грузоотправители Беларуси будут заключать долгосрочные договоры на условиях take or pay (бери или плати). Это значит, что в случае, если поставщик отгружает и переваливает груз в меньшем объеме, чем согласовано, российскому оператору выплачивается предусмотренная в договоре плата за весь месячный объем независимо от фактического.
За три года предполагается поставить 2,9 миллиона тонн мазута с Мозырского НПЗ и 0,96 миллиона тонн нефтепродуктовых масел с Новополоцкого НПЗ через порт Санкт-Петербург. Порт Усть-Луга перевалит 4,3 миллиона тонн бензина с Мозырского НПЗ, 0,4 миллиона тонн газойля с Мозырского НПЗ и 1,3 миллиона тонн — с Новополоцкого НПЗ. До портов нефтепродукты будут доставляться железнодорожным транспортом.
В РЖД подтвердили готовность перевезти все заявленные объемы. С 2016 по 2025 год компания предоставляет скидку в 50% на поставку белорусских нефтепродуктов в российские порты Северо-Запада.
Всего Беларусь экспортирует около 10,5 миллиона тонн нефтепродуктов в год, в том числе около 6 миллионов тонн – через порты Клайпеды, Вентспилса и Риги. Таким образом, на российские порты планируется переориентировать примерно половину этого объема. Экспорт белорусского дизтоплива, видимо, пока что будет идти через Клайпеду, говорится в статье.
По данным источников издания, перевалка нефтепродуктов белорусских НПЗ в Усть-Луге будет идти в основном через комплекс "Портэнерго" (принадлежит РФПИ, Газпромбанку, Mubadala Investment Company и миноритариям), оператором которого является СИБУР. Также участвовать в перевалке белорусских нефтепродуктов могут "Усть-Луга Ойл", "Лукойл", с которым обсуждалась перегрузка около 1,5 миллиона тонн продуктов через терминал в Высоцке, и "Петербургский нефтяной терминал". Но пока конкретные объемы перевалки не распределены между стивидорами.
При этом, по данным источников газеты, в России стоимость перевалки будет выше, чем в Клайпеде, отечественные компании вряд ли смогут предоставить такие же преференции, как стивидоры в Литве. В Усть-Луге, в отличие от Клайпеды, придется платить ледокольный сбор, что, как и большая отдаленность от целевых рынков, скажется на ставке фрахта.
Хотя Минск пока не планирует переориентировать в РФ поставки дизельного топлива, в перспективе республика может рассмотреть различные варианты для этого. Например, договориться с "Роснефтью" о свопе нефтепродуктов из трубопровода от Мозырского НПЗ на Венгрию на объемы нефтекомпании в Приморске, считает источник издания.
Надежда Малышева из PortNews отмечает, что, так как вопрос перенаправления потоков из Прибалтики в Россию является политическим, цена перевалки может быть скорректирована при участии государства и выгодна обеим сторонам. Москве проще всего скорректировать разницу в стоимости перевалки через тариф ОАО "РЖД", считает она.
"Транспортное плечо от НПЗ Белоруссии до наших портов больше, чем до Прибалтики, поэтому до оглашения тарифов Россией оценивать экономическую составляющую сложно. Но думаю, стороны смогут легко договориться, в том числе о предоставлении скидок", - прокомментировал Сергей Гарамита из Райффайзенбанка. По его мнению, Россия, учитывая наличие свободных мощностей по перевалке нефтепродуктов и планов по расширению терминалов, заинтересована в получении дополнительных объемов.