РИГА, 22 мар — Sputnik, Андрей Солопенко. Полиция безопасности (ПБ) ежегодно публикует отчет об угрозах Латвии. Как и следовало ожидать, угроза для страны имеется только одна — Россия, которая с помощью местных активистов пытается дестабилизировать ситуацию.
Примерно половина отчета ПБ, объемом в 48 страниц, оказалась посвящена российской угрозе и опасности, которую несут различные латвийские русскоязычные политики и общественные деятели. Если их точка зрения на развитие страны является противоположной правящему латышскому истеблишменту, то эти люди априори записываются в нелояльные Латвии, а все их действия указываются как направленные на раскол общества.
Также интересно, что собираются делать все эти люди и как они намерены противостоять произволу спецслужбы, которая явно занимается не своим делом.
Гущин: ничего хорошего
Координатор Совета общественных организаций Латвии Виктор Гущин свое появление в отчете ПБ оценивает крайне негативно и особенно его удручают те ярлыки, которые спецслужбы навешивают на всех общественных активистов.
"Я объясняю это тем, что начиная с 1991 года Латвия взяла курс на построение так называемого национального государства, а построить его в стране, которая по этнолингвистическому признаку делится чуть ли не пополам, можно лишь посредством очень жестких репрессий, направленных против нетитульного населения", — рассказал Гущин.
По его мнению, ежегодный отчет ПБ демонстрирует явно русофобскую политику Латвии, которая может привести не только к дальнейшему ухудшению межнациональных отношений, но и к реализации различных провокаций, направленных против всех русских общественных организаций.
"Безусловно, эти ежегодные отчеты демонстрируют антидемократический курс развития Латвии, который ни к чему хорошему для населения не приведет", — подчеркнул Гущин.
Что касается сведений, представленных в отчете, о том, что общественник распространяет "ложные и очерняющие Латвию послания" про возрождающийся в стране нацизм, Гущин заметил, что в его словах нет ни слова лжи.
"Курс на политическую, историческую и культурную реабилитацию в умах молодого латышского населения является проявлением политики, направленной на возрождение нацизма. И все заявления, с которыми я выступал, полностью соответствуют общеевропейской позиции по этому вопросу", — пояснил Гущин, пообещав постараться сделать так, чтобы как можно больше людей узнали о том, что творит спецслужба.
Активист также рассказал, что в прошлом году Совет общественных организаций Латвии сообщил об отчете ПБ во все правозащитные структуры Евросоюза и в этом году правозащитники планируют поступить аналогичным образом, чтобы наконец обратить внимание международного сообщества на очерняющие их действия спецслужбы.
Кузьмин: спецслужба себя опорочила
Похожего мнения придерживается и Александр Кузьмин — сопредседатель Латвийского комитета по правам человека (ЛКПЧ), который тоже был упомянут в отчете. Кузьмин считает, что его появление в этом документе говорит о том, что ЛКПЧ хорошо выполняет свою работу.
"Ничего конкретного нам не предъявили, ведь спецслужбы понимают, что ничего противозаконного мы не делаем. Называть нас "так называемыми правозащитниками" — верх подтасовок, ведь мы состоим в международной и очень известной федерации по правам человека, а выигранные нами дела в Европейском суде и Комитете ООН по правам человека прямо свидетельствуют о нашей компетенции", — отметил Кузьмин.
Он также прокомментировал заявление спецслужбы о том, что ЛКПЧ финансирует российский Фонд правовой поддержки соотечественников.
Он напомнил, что в прошлом году в ежегодном докладе ОБСЕ о положении правозащитников как раз отмечались голословные обвинения латвийских спецслужб.
"ОБСЕ сочла такие нападки достаточно серьезными, ведь это явно говорит о плохой ситуации с правами человека в Латвии. ЛКПЧ обязательно проинформирует ОБСЕ о том, что спецслужбы Латвии не прекратили свою порочную практику", — заверил правозащитник.
Митрофанов: ПБ стравливает общество в Латвии
Депутат Европарламента Мирослав Митрофанов совершенно не удивился упоминанию его фамилии в докладе ПБ, но зато обратил внимание на другой, по его мнению, намного более важный факт.
"Вся деятельность русских общественных организаций и политических партий рассматривается исключительно через призму управления из России. Через весь документ идет послание, что нам якобы дают указания и мы их выполняем, но смотреть на это только с точки зрения соседнего государства — это паранойя", — заявил политик, отметив, что это посыл ПБ совершенно не соответствует реальности.
По словам Митрофанова, мотивы русских общественных организаций в Латвии исключительно внутренние, и главным из них является восстановление справедливости там, где этого требует ситуация.
"Поэтому наши спецслужбы выдают желаемое за действительное, что показывает их некомпетентность. Кроме того, я думаю, что их действия прямо провокационны, потому что ведут к натравливанию не очень умных латышских обывателей на русских общественников", — подчеркнул Митрофанов.
Политик считает, что остановить русофобскую деятельность латвийской спецслужбы можно только парламентскими методами.
"Нужно кардинально менять стиль их работы. И когда осенью у нас будет фракция в Сейме, мы вызовем на парламентскую комиссию по национальной безопасности представителей ПБ, чтобы узнать, почему они занимаются не тем, чем надо. Пусть они лучше ловят экстремистов, а не дышат в затылок абсолютно легальным и действующим в правовом поле организациям", — резюмировал европарламентарий.
Кривцова: хуже, чем холодная война
Не согласна с работой спецслужбы и депутат Юрмальской думы от "Согласия" Елизавета Кривцова, активистка "Бессмертного полка", который был назван "идеологическим средством гуманитарного влияния России". По словам Кривцовой, при такой точке зрения всю русскую культуру и науку можно считать подобным "средством".
"Думаю, ПБ скоро заявит, что и русский язык надо запретить, ведь он тоже инструмент влияния", — предположила активистка, подчеркнув, что это самый непродуктивный путь, ведь даже во время холодной войны в вопросах образования и культуры между странами всегда продолжалось сотрудничество.
"Если не будет никаких взаимных контактов между нашими государствами, то это прямо приведет к неадекватным действиям с обеих сторон, ведь люди будут воспринимать другую сторону исключительно как врага. Поэтому я считаю, что культурные связи обязательно должны быть, и позиция ПБ мне не приемлема," — сказала депутат.
Кроме того, она отметила, что "Бессмертный полк" в Риге не является частью одноименного российского проекта.
"С точки зрения финансирования и организации это абсолютно местный проект, и, упоминая мою фамилию, ПБ нарушает рамки своей компетенции, так что я обязательно оспорю их действия в суде. По прошлому отчету мое дело уже находится в Верховном суде, и если не получится там, то я дойду до более высоких европейских инстанций, где непременно выиграю", — рассказала Кривцова.
Жданок: русских в Латвии обвинили во всех грехах
Сопредседателя партии "Русский союз Латвии" (РСЛ) Татьяну Жданок тоже не забыли упомянуть в отчете, обвинив в попытках "поляризовать и раскалывать латвийское общество". В связи с этим Жданок отмечает, что у ПБ уже сложились определенные стереотипы по отношению к ней.
Жданок считает, что травля русскоязычных активистов прекратится лишь с изменением отношения всего общества к ситуации. Сопредседатель РСЛ уверена в том, что в Латвии должна поменяться идеология.
"Страна должна одинаково относиться ко всем жителям, независимо от их этнического происхождения. В то же время сейчас у меня складывается впечатление, что сотрудники ПБ чувствуют себя безгрешными судьями, которые объявили значительную часть населения Латвии виновным во всех грехах", — резюмировала Жданок.