Климат - неотъемлемый элемент транзитного бизнеса, что на днях подтвердил глава Минсообщения. "Если не будет холодной зимы, то на уголь мы можем не рассчитывать. Мы надеемся на стабилизацию ситуации, но те грузы, которые ушли, например уголь, при теплых зимах не вернутся", — сказал министр.
Опять же, чем сильнее морозы, тем труднее судам пробиваться в порты Ленинградской области РФ. Похоже, российские грузы достанутся Латвии лишь тогда, когда замерзнет Финский залив и будут заблокированы порты российские…
Где соломку подстелить
Впрочем, самая крупная гавань страны - Рижский порт - в отсутствие российского угля приготовила подушку безопасности. По прогнозам стивидорных компаний порта, грузооборот в 2021 году ожидается в размере около 26 миллионов тонн.
Если принять во внимание неопределенность в сегменте топливных грузов, а также влияние пандемии, то бюджет столичной гавани сформирован с осторожностью. Включена в него и финансовая подушка безопасности, сообщила глава отдела общественных отношений и маркетинга управления порта Лиене Озола.
По ее словам, несмотря на сложную ситуацию, управление Рижского свободного порта планирует продолжить развитие и в следующем году, выделив из собственных средств около 9 миллионов евро на инвестиции в различные портовые объекты. В 2021 году управление порта планирует работать с оборотом в размере примерно 43,5 миллиона евро, предполагается положительный финансовый результат.
Обойдемся без угля?
"Показатели общего грузооборота будут зависеть от того, изменятся ли тенденции в транзитных потоках грузов энергоресурсов, но развитие порта тесно связано и с дальнейшим ростом сегментов контейнерных, сельскохозяйственных грузов (в основном зерна), а также грузов лесного хозяйства", - отметила Озола.
Напомним, что грузооборот Рижского порта за 11 месяцев текущего года составил 21,8 миллиона тонн, что на 27,4% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Наибольшую долю в структуре перевалки в этом году занимали контейнерные грузы, тогда как годом ранее — уголь.
Комментируя ситуацию в отрасли, министр Линкайтс сказал, что не все зависит от тарифов на железной дороге и ситуации в портах. Многое определяется погодными условиями. Логично, что чем теплее климат и мягче зимы, то тем меньше требуется энергоносителей на отопление и обогрев. Соответственно спрос на услуги по транспортировке того же угля падает. И это на самом деле общемировая тенденция. И с этим сложно не согласиться.
Спасет инфраструктура
Иными словами, угля в следующем году латвийские порты не увидят, если зима будет такой же, как все предыдущие. Что касается транзита в целом, то Линкайтс сказал, что авиация, железные дороги и порты по сути становятся дотационными. Однако министр не теряет оптимизма: следующий год станет инфраструктурным, поскольку начнется реализация многих масштабных проектов.
Например, по словам Линкайтса, вскоре приступят к проектированию первого в Латвии двухуровневого моста через Даугаву как для автомобильного транспорта, так и для железнодорожного - в рамках Rail Baltica. Также идет реализация других проектов инфраструктуры - стартовали закупки для реконструкции 45 железнодорожных станций, 75 миллионов евро выделено на региональные дороги, начинается строительство Кекавской объездной дороги.