РИГА, 4 дек — Sputnik. Банковские клиенты должны правильно понимать обещание Фонда гарантий вкладов о том, что в случае проблем банка они смогут получить возмещение вклада на сумму до 100 тысяч евро – каждый вкладчик должен быть готов "по закону" не получить ничего, пишет Neatkarīgā.
На сайте Комиссии по рынку финансов и капитала (КРФК) можно найти материалы совершенно противоположного содержания. Вот здесь, в описании Фонда гарантий вкладов, в рекламном стиле сформулировано заявление, что "каждому клиенту латвийских банков и ссудо-сберегательного общества – как физическому, так и юридическому лицу – по закону о гарантиях вкладов обеспечивается выплата возмещения за все виды вкладов в любой валюте до 100 000 евро в каждом банке".
После такого убедительного заявления о гарантиях для "каждого" сложно представить, что в принципе есть условия, при которых никакие гарантии не действуют. Но такие условия есть. Спасибо КРФК, что этой осенью ведомство опубликовало в официальном издании Latvijas Vēstnesīs официальный документ, где перечислены вкладчики, которым государство не обещает компенсировать даже малую часть потерянных денег.
Как рассказала директор департамента систем регулирования и защиты Елена Лебедева, такой документ появился после банкротства банка PNB. По ее словам, в этом банке были вкладчики, которым "по закону о гарантиях вкладов" никакие компенсации не полагались, но они узнали об этом только после разъяснения КРФК о том, что в законе не сказано напрямую, но подразумевается. Высказывание такой мысли вслух еще раз напоминает о том, что сейчас в Латвии каждый клиент и работающего, и обанкротившегося банка должен радоваться каждый раз, когда получает обратно свои деньги, вложенные в этот банк.
В разъяснительной публикации в Latvijas Vēstnesīs перечислено 13 причин, по которым клиенту отказывают в компенсации оставшихся в банке денег через разрекламированный Фонд гарантий вкладов. Условно их можно разделить на три группы.
Прежде всего это вклады на сумму менее десяти евро, за которые никто не запросил компенсацию в течение двух лет после приостановки деятельности банка. Так как случаи банкротства банков широко освещаются в СМИ, то, если человек не пришел за своими деньгами за два года, значит его самого, скорее всего, уже нет.
Во второй группе два условия, связанные с борьбой с отмыванием денег. Первое понятно – оно касается денег, в отношении которых вступило в силу решение суда. В этом случае ими занимается уже не банковский регулятор, а компетентные органы.
А вот другое условие более расплывчатое – компенсация не положена, если вкладчик "не идентифицирован в соответствии с правилами закона о предотвращении легализации преступно нажитых средств, финансирования терроризма и пролиферации. Эти правила ссылаются на другие правила, о содержании и трактовке которых клиент реально узнает уже только тогда, когда ему отказывают в выплате.
В КРФК назвали две причины, почему клиент может оказаться "не идентифицирован". Во-первых, речь может идти об ошибке банковского сотрудника, которую клиент никак не может предотвратить. Еще возможна ситуация, когда клиент подал в банк поддельные документы. Вопрос в том, кто определяет факт подделки – КРФК не требует, чтобы его утвердил суд, достаточно того, что кому-то что-то покажется поддельным.
Третья и самая обширная группа условий касается юридических лиц, которым, по словам Лебедевой, "нужно самим понимать, что они делают". То есть отличать надежные банки от ненадежных. Нужно отметить, что с этой задачей не справляется ни КРФК, ни Европейский центральный банк – иначе бы ненадежных банков в принципе не было, потому что ни не получали бы лицензий.