РИГА, 3 дек — Sputnik. Новый министр образования Эстонии Яак Аааб (Центристская партия) рассказал о будущем русских школ в стране изданию Postimees.
Предыдущий министр образования Майлис Репс подала в отставку после того, как журналисты выяснили, что ее шестерых детей возит в школу и детский сад служебная машина.
Как рассказал Аааб, количество школ в Эстонии в целом сокращается, но быстрее всего уменьшается число учеников в русской школе. Многие переходят в эстонскую школу или предпочитают смешанное обучение.
В настоящее время 14% основных школ в Эстонии преподают на русском. С 1-го по 9-й класс в эстонских школах учится около 10 тысяч русскоязычных детей, еще 20 тысяч проходят обучение в русских школах. Все больше русских школ практикуют языковое погружение или частичное обучение на эстонском.
За последние четыре года детские сады и основная школа получили около 4 млн евро в год на то, чтобы нанять эстоноязычный персонал и улучшить преподавание эстонского языка. Однако, по словам министра, за минувшие десятилетия было слишком мало сделано для того, чтобы переход к образованию только на эстонском был качественным и плавным.
Политики, которые заявляют, что все русские школы должны перейти на эстонский язык в 2023/24 году, должны понимать, что это невозможно. Прежде всего пострадают дети, которые недополучат знаний и умений. И отчасти это уже произошло, потому что государство вовремя не обратило внимание на то, что нужно подготовить достаточное число учителей, учебных материалов и так далее.
При этом он заверил, что в министерстве образования нет стратегии по сокращению количества русских школ, хотя он полагает, что в течение следующих 10-15 лет это и произойдет.
"Нигде не решено, что к какому-то году, к какому-то сроку все должны перейти на эстонский язык обучения. В основных школах продолжают преподавать на русском, хотя определенный процент предметов изучается на эстонском языке, причем государство выделяет для этого дополнительные ресурсы. Очевидно, что у русских детей и родителей растет желание учиться на эстонском, причем начиная с детсадов", - объяснил Ааб.
Он напомнил, что в 20-30-е годы прошлого века в Эстонии был только один государственный язык – эстонский, но существовали и русские школы. Никто не запрещал их тогда, никто не будет запрещать их и в будущем.
Однако на вопрос о том, останутся ли русских школы в стране муниципальными, то есть бесплатными, министр с уверенностью ответить не смог, по его словам, не исключено, что в 30-40-е годы XXI века в Эстонии останутся только частные русские школы.
Поводом для разговора с министром стала колонка эстонской предпринимательницы Трийн Терамяэ, недавно опубликованная на сайте Postimees. В ней женщина рассказала об "угрозе" для национальной идентичности, которую якобы представляют русскоязычные дети в эстонских школах.
Аакб заявил, что каждый язык обогащает, и что он сам выучил русский до школы, общаясь с родственниками-ингерманландцами из России.
Он признал, что некоторые эстонские сады и школы, а также родители эстонских детей не готовы воспринимать рядом с собой русских. По его словам, некоторые процессы требуют времени, и иногда для того, чтобы научиться совместно сосуществовать и прийти к пониманию с обеих сторон, нужна смена поколений. Впрочем, по его словам, среди эстонцев не поддерживает интеграцию абсолютное меньшинство.
Он напомнил, что по закону никто не может запретить русскому ребенку ходить в эстонскую школу.