Пытающийся внешне сохранять хладнокровие директор государственной гимназии Кохтла-Ярве Хендрик Агур признает, что для него чисто формальный характер системы 60:40 (изучение в гимназии 60% предметов на эстонском и 40% на русском языке) стало открытием.
Вполне вероятно, что таким же открытием данный факт является для большинства эстонцев, которым годами твердили о том, как успешно русские школы в гимназической ступени переходят на эстонский язык обучения.
Отличие Агура лишь в том, что он попытался применить данную систему в чистом виде на практике и получил в результате массовый отток детей, пишет колумнист Sputnik Эстония Борис Григорьев.
Уроки инопланетян
Вполне понятно желание директора выделиться перед министерским начальством и политиками, показав возможность успешной эстонизации в русскоязычном регионе на примере отдельно взятой гимназии.
Однако если эксперимент пойдет в том же направлении и дальше, то однажды ему придется сделать выбор — лишиться большей части русскоязычных учеников либо по примеру коллег из других русских школ начать писать липовые рапорты об успешном обучении неэстонцев на эстонском языке.
То, что на самом деле система 60:40 не работает, знают как учителя, так и родители русских школ. Формально физкультура, труд, эстонская история, литература и еще некоторые предметы, конечно, ведутся на эстонском, но на практике этого не происходит или происходит с использованием и эстонского, и русского языков.
А иначе просто не получается. Ведь можно принимать любые законы, но если целый класс смотрит на учителя, пытающегося объяснить предмет на эстонском, как на инопланетянина, и учебная программа классом элементарно не усваивается, то приходится идти на компромиссы.
Ну не выгонишь же большую часть учеников из-за этого из школы (как происходит у Хендрика Агура, называющего это естественным отбором тех, кто якобы не способен учиться в гимназии в принципе).
Чистая политика
Между тем все это происходит отнюдь не из-за того, что русскоязычные учащиеся столь уж глупы, а чисто из-за политических перегибов руководства Эстонии, решившего без соответствующей подготовки "облагодетельствовать" неэстонцев, лишив их "во имя будущего" возможности получать полноценное образование на родном языке.
Перед тем как внедрять систему 60:40 (если ее вообще стоило внедрять), никто из политиков не задумался о том, как это будет происходить на практике.
Отработанных методик для этого не было, учителя подготовлены не были, а главное, не было усилено преподавание эстонского языка на соответствующих языковых уроках.
Что мешало Эстонии взять на вооружение успешные методики обучения языку соседней Финляндии? Вместо этого уже много лет у нас носятся с весьма неоднозначной методикой языкового погружения, хотя в мире существуют сотни других не менее интересных проектов.
Можно предположить, что определенное число приспособившихся русскоязычных учеников в госгимназии Кохтла-Ярве все-таки останется, и Агур со своими сторонниками будет выдавать это за правильность подхода. Однако в любом случае это снова окажется показухой, которая не решит в системе образования республики никаких проблем.
Конечно, можно на примере отдельно взятой школы набрать через денежное поощрение достаточно учителей, помощников, отсеять всех неспособных усваивать материал на эстонском языке детей и этим гордиться, однако ведь для абсолютно всех русскоязычных гимназий республики не хватит ни кадров, ни готовности руководства школ противостоять бытовому нажиму со стороны родителей и самих учеников.
Путь открытого конфликта явно не способствует образовательному процессу и в результате выльется в весьма плачевные результаты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.