Потемкинские деревни как метод эстонизации русских школ

© Fotolia / Sergey NivensУченица задает вопрос на уроке
Ученица задает вопрос на уроке - Sputnik Латвия
Подписаться
Разгоревшийся скандал в связи с массовым уходом из государственной гимназии Кохтла-Ярве русскоязычных учеников вынес на свет тайну, известную всем, — расхваленная эстонскими политиками система 60:40 на самом деле не работает

Пытающийся внешне сохранять хладнокровие директор государственной гимназии Кохтла-Ярве Хендрик Агур признает, что для него чисто формальный характер системы 60:40 (изучение в гимназии 60% предметов на эстонском и 40% на русском языке) стало открытием.

Вполне вероятно, что таким же открытием данный факт является для большинства эстонцев, которым годами твердили о том, как успешно русские школы в гимназической ступени переходят на эстонский язык обучения.

Отличие Агура лишь в том, что он попытался применить данную систему в чистом виде на практике и получил в результате массовый отток детей, пишет колумнист Sputnik Эстония Борис Григорьев.

Уроки инопланетян

Вполне понятно желание директора выделиться перед министерским начальством и политиками, показав возможность успешной эстонизации в русскоязычном регионе на примере отдельно взятой гимназии.

Однако если эксперимент пойдет в том же направлении и дальше, то однажды ему придется сделать выбор — лишиться большей части русскоязычных учеников либо по примеру коллег из других русских школ начать писать липовые рапорты об успешном обучении неэстонцев на эстонском языке.

Министр образования Эстонии Майлис Репс - Sputnik Латвия
Репс: русские школы должны сами определиться, как им изучать эстонский язык

То, что на самом деле система 60:40 не работает, знают как учителя, так и родители русских школ. Формально физкультура, труд, эстонская история, литература и еще некоторые предметы, конечно, ведутся на эстонском, но на практике этого не происходит или происходит с использованием и эстонского, и русского языков.

А иначе просто не получается. Ведь можно принимать любые законы, но если целый класс смотрит на учителя, пытающегося объяснить предмет на эстонском, как на инопланетянина, и учебная программа классом элементарно не усваивается, то приходится идти на компромиссы.

Ну не выгонишь же большую часть учеников из-за этого из школы (как происходит у Хендрика Агура, называющего это естественным отбором тех, кто якобы не способен учиться в гимназии в принципе).

Чистая политика

Между тем все это происходит отнюдь не из-за того, что русскоязычные учащиеся столь уж глупы, а чисто из-за политических перегибов руководства Эстонии, решившего без соответствующей подготовки "облагодетельствовать" неэстонцев, лишив их "во имя будущего" возможности получать полноценное образование на родном языке.

Перед тем как внедрять систему 60:40 (если ее вообще стоило внедрять), никто из политиков не задумался о том, как это будет происходить на практике.

Учебники эстонского языка. - Sputnik Латвия
Как заманить учителей эстонского в самый русскоязычный регион Эстонии

Отработанных методик для этого не было, учителя подготовлены не были, а главное, не было усилено преподавание эстонского языка на соответствующих языковых уроках.

Что мешало Эстонии взять на вооружение успешные методики обучения языку соседней Финляндии? Вместо этого уже много лет у нас носятся с весьма неоднозначной методикой языкового погружения, хотя в мире существуют сотни других не менее интересных проектов.

Можно предположить, что определенное число приспособившихся русскоязычных учеников в госгимназии Кохтла-Ярве все-таки останется, и Агур со своими сторонниками будет выдавать это за правильность подхода. Однако в любом случае это снова окажется показухой, которая не решит в системе образования республики никаких проблем.

Конечно, можно на примере отдельно взятой школы набрать через денежное поощрение достаточно учителей, помощников, отсеять всех неспособных усваивать материал на эстонском языке детей и этим гордиться, однако ведь для абсолютно всех русскоязычных гимназий республики не хватит ни кадров, ни готовности руководства школ противостоять бытовому нажиму со стороны родителей и самих учеников.

Путь открытого конфликта явно не способствует образовательному процессу и в результате выльется в весьма плачевные результаты.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0