РИГА, 9 ноя — Sputnik. Рижанка пожаловалась на безвыходную ситуацию в Facebook, она опубликовала рассказ о том, как уже более недели пытается добиться госпитализации для тяжелобольного дяди, но последовательно получает отказы.
Примечательно, что ни министр здравоохранения Илзе Винькеле, ни директор Службы неотложной медицинской помощи (СНМП) Лиене Ципуле, присоединившиеся к дискуссии под этим эмоциональным постом, так и не смогли помочь несчастному пенсионеру получить медицинскую помощь.
"Наша семья попала в сложную ситуацию. Слегли родственники, пожилая семейная пара. Ей 80 лет, диагноз Паркинсон, и на данный момент полная потеря двигательных функций с сильнейшим воспалением ног. Ему 74 года, и у него аутоиммунное заболевание, вследствие чего появилось кожное заболевание, которое месяц лечили дома по рекомендациям дерматолога.
Последние две недели его состояние становилось все хуже, и с понедельника он тоже перестал вставать и двигаться. Кожа в критическом состоянии: лопается, кровоточит и внешний вид вводит в ужас. Последние два дня уже не пьет жидкость, абсолютная слабость и плохо реагирует. Вызвали скорую, отказ от госпитализации. Вызвали семейного врача, которая выписала направление в больницу и сама вызвала скорую. Отказ в вызове", - пишет рижанка Лёся Козинда.
По ее словам, отказ в госпитализации был получен и после визита дерматолога, подтвердившего, что пациента следует лечить в стационаре.
"Оформили визит дерматолога на дом, которая подтвердила, что лечение и облегчение его состояния возможно только в стационаре, потому что должна проводиться гормональная терапия, и это должно быть под наблюдением в стенах больницы. Дала заключение. Вчера я опять вызывала скорую и опять отказ в вызове, но зато обвинение, что они понимают, что мы устали и хотим просто спихнуть его в больницу. На то, чтобы облегчить человеку страдания и оказать медицинскую помощь, в которой он остро нуждается, все мы уже не можем надеяться", - сокрушается автор.
По мнению автора, создается впечатление, что врачи сейчас лечат только тех, кто болен COVID-19, поэтому ее дядя имеет весьма печальные перспективы.
"Если сейчас не получится определить его в больницу, то высока перспектива у моего дядьки заживо сгнить в своей кровати. За эту неделю я обзвонила все больницы, долгие разговоры с медиками и везде тупик. Отделения закрыты и лечат только больных с ковидом. Мы силами своей семьи каждый день с утра и до вечера (уезжаем только на ночь) ухаживаем за стариками, и огромное спасибо друзьям друзей, которые работают в медицине и пытаются нам помочь изо всех сил!
Но что это происходит?! Реально мы для нашего государства кучка дерьма, и понимание, что ни о какой поддержке, если ты не болен ковидом, от него рассчитывать не приходится, - вводит в глубокую скорбь. Безысходность и отчаяние. По-видимому, как бы больно не было это осознавать, скоро в сводке новостей об умершем от коронавируса окажется и мой родственник…" - резюмирует Лёся Козинда.
Министр: обращайтесь в соцслужбу
Под постом автора возникла эмоциональная дискуссия, к которой пользователи соцсетей привлекли даже министра здравоохранения Илзе Винькеле и руководителя Службы неотложной медицинской помощи Лиене Ципуле.
На просьбу помочь разобраться в ситуации министр здравоохранения Илзе Винькеле заверила, что отделения больниц не закрыты, но посоветовала обратиться в соцслужбу и узнать информацию о паллиативном уходе.
"Тут доступна информация о возможностях паллиативного ухода, включая домашний уход. По вашему описанию, советую обратиться в соцслужбу самоуправления, которая обладает специфической информацией. Отделения больниц из-за COVID не закрыты, и Пайдерс определенно не тот источник, который нужно цитировать. Но может быть, что прием хронических больных в данный момент ограничен", - ответила министр здравоохранения Илзе Винькеле.
Однако пользователи отметили, что соцслужба уже в курсе ситуации и к пенсионерам ходит социальный работник. Однако они не являются врачами. Ситуация зашла в тупик, и больной человек не может получить квалифицированный медицинский уход. Родственники в отчаянии, так как видят страдания близкого человека и не могут ему помочь.
"Ира, ну вот что делать? Если министр или его помощники не знают, чем помочь, отправляют на сайт... да этот сайт и соцслужбы уже вдоль и поперек обошли. Толку ноль, везде отмазки. Кovida imesļa dēļ…" - негодует Мария Яхимович.
Не смогла помочь в ситуации и директор Службы неотложной медицинской помощи Лиене Ципуле.
"К сожалению, нет. Я не могу по этим данным отыскать возможный вызов, даже если он был. Звучит невозможно, что служба отказалась госпитализировать с направлением от семейного врача и запросом. И в конце концов, мы каждый день госпитализируем около 30 пациентов, у которых подтвержден COVID-19 или есть подозрения на него. Остальные вызовы осуществляются к пациентам с разнообразными диагнозами и госпитализируется 400+. Если проблема реальная, нужно ждать заявления или жалобы, по которой смогу опознать вызов", - отметила Лиене Ципуле.
Отказ в безнадежном случае - обычное дело
Некоторые комментаторы "успокоили" автора поста тем, что ситуация с ее родственником отнюдь не нова и совершенно не связана с COVID-19 - тенденция отказывать в госпитализации престарелым людям наблюдается в работе медицинских учреждений Латвии уже давно.
"Вы знаете...и до ковида было такое отношение. Мою маму 2 раза отказывались забирать….Забрали, когда уже было поздно. Инсульт…" - пишет некая Кристина.
"Отказ от скорой в выезде, по их мнению, в безнадежном случае - это обычное дело, когда умирал мой отец, мама месяц не могла скорую вызвать... и ковида тогда не было…" - делится мнением комментатор под ником Carolyn Shanti Ra.
"Берите заявление об отказе в госпитализации. У меня и без ковида с бабушкой история была, пока я не сказала в приемной инфекционной, что больше никуда не повезу, оставлю в коридоре", - советует Диана.
"Так было и до ковида. Возрастных лежачих пациентов с букетом заболеваний не берут в больницы - им не нужны смертники. Лично столкнулась. Если лечению не подлежит, то пускай умирает дома и не занимает койко-место в больнице - такой вердикт им выносят", - полагает Александра.
Отметим, что ранее госсекретарь министерства здравоохранения Дайна Мурмане-Умбрашко сообщила о том, что больницы в Латвии ограничат услуги дневных стационаров, готовясь к росту числа пациентов с COVID-19, однако амбулаторные услуги по-прежнему будут оказывать в полном объеме. В понедельник, 2 ноября, состоялось совещание Государственной оперативной медицинской комиссии, на котором обсуждалась эпидемиологическая ситуация и были обозначены три возможных сценария развития ситуации.