РИГА, 5 ноя — Sputnik. Премьер-министр Кришьянис Кариньш недоволен темпами работы министра здравоохранения Илзе Винькеле в вопросах COVID-19, но берет на себя полную ответственность за то, что не принудил министра действовать быстрее, рассказал он в интервью журналу Ir.
На этой неделе Кариньш заявил, что в настоящее время эксперты готовят документы о введении режима чрезвычайной ситуации, а также механизмы поддержки экономики. Рассмотреть их планируется 6 ноября. В случае если будет принято положительное решение, то режим ЧС в Латвии вступит в силу с 9 ноября, и пока неизвестно, как долго он может продлиться.
"Долгое время наши эксперты и министерство не были готовы сказать, что мы фактически находимся в кризисе. Вспомните, весной ситуация была очень позитивна. Везде цифры шли вверх, у нас нет. Сейчас, видя, что первый раз было 13, 18 и 30 заболевших, готовности действовать не было", - не скрывает глава правительства.
По словам Кариньша, правительство уже четыре недели активно следит за тем, что сами медики говорят о способности системы справиться. На прошлой неделе Минздрав впервые созвал группу по кризисному управлению, чтобы начать переоборудование больниц и освободить больше мест для потенциальных больных COVID-19.
"Перед этим сама система не была готова принять, что кризис развивается очень драматично. Темп, в котором понимается ситуация и предлагаются решения, давно слишком медленный", - признал Кариньш.
Агрессивно-постепенно
Премьер отметил, что глубоко неудовлетворен темпом работы Минздрава и что уже долгое время хотел, чтобы "мы куда быстрее все закрыли". Однако Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и латвийские эксперты убеждали, что нужно действовать постепенно.
"Мы шли, я сказал бы, агрессивно-постепенно, сейчас мы находимся в третьей категории, уже у "красной границы" со всеми ограничениями. И этой постепенностью мы ничего не достигли, так как распространение заболеваемости фактически не ограничивалось. В Латвии средний прирост числа заболевших с сентября по октябрь - третий наибыстрейший в ЕС", - отметил Кариньш.
По его мнению, так поступать не стоило.
"В Литве, где не принимали меры, так как у них были выборы, заболеваемость по отношению к числу жителей почти вдвое больше, чем у нас. Если бы мы приняли еще более строгие меры, возможно, число не превысило бы 250. К сожалению, ни у одного эксперта нет черно-белого ответа", - признал Кариньш.
Впрочем, премьер добавил, что в политике только в редкой ситуации нет разногласий, и, как глава правительства, он берет на себя ответственность за то, что не вынудил Винькеле действовать быстрее.
"В этом случае они о темпе, о восприятии. Я не хочу экспериментировать с обществом. Лучше ошибиться, будучи строже, и чтобы оказалось, что это не было нужным, чем ошибиться и не быть достаточно осторожными", - отметил он.
Кто испортил "вечеринку"
По его словам, министр здравоохранения верит в добрую волю людей, и делает это напрасно.
"У меня есть опыт, что 80-90% - с доброй волей, но эти 10% в условиях пандемии могут испортить вечеринку всем. Поэтому нельзя полагаться на добрую волю. Это уже сейчас обходится нам слишком дорого", - указал он.
Премьер также отметил, что в обществе многие не соблюдают требование дистанцирования, поэтому нужны более строгие мероприятия по безопасности, которые помогали бы контролировать людей, которые сами не берут на себя ответственность.
На вопрос, подсчитано ли, когда будет достигнута мощность больниц Латвии, премьер ответил, что ему пока никто не дал адекватных подсчетов, чтобы ответить на этот вопрос. Впрочем, он добавил, что сейчас Минздрав активно начал переоборудовать инфекционные койко-места: если полторы недели назад их было 200, то по состоянию на 1 ноября - 450.
Премьер также сказал, что система здравоохранения Латвии не столь негибка и хрупка, как когда-то думали, но и не столь прочна, как в Германии или Швеции. Поэтому у него появляется вопрос по поводу принятого правительством на прошлой неделе плана - некоторые точки отчета, устанавливающие переход на "красную зону", связаны со среднеевропейскими числами.
"Может ли это вообще относиться к нам, если у нас нет ни немецкой, ни шведской системы здравоохранения?"- спросил премьер.
По его словам, Латвии нужно сравнивать себя с собственными возможностями справиться с проблемой, а не со средними по Европе.