Транзит и финансы: глава Банка Латвии назвал слабые места экономики

© Sputnik / Виталий Аньков / Перейти в фотобанкГрузовые поезда на станции
Грузовые поезда на станции - Sputnik Латвия
В целом экономика Латвии этот кризис пережила относительно хорошо, заявил глава Банка Латвии Мартиньш Казакс

РИГА, 22 окт — Sputnik. Экономика Латвии пережила рецессию в первой половине года, но сейчас она начинает постепенно восстанавливаться, заявил глава Банка Латвии Мартиньш Казакс, передает Baltic Course.

"Латвия пережила рецессию в первой половине года, как и любая другая страна Европейского союза. У нас спад экономики был меньше, чем в среднем по ЕС. (…) Наибольшее падение у нас позади, экономика постепенно начинает восстанавливаться", - сказал Казакс.

Он отметил, что в экономике Латвии есть структурно слабые места - в первую очередь это транзит, где значительно уменьшились железнодорожные перевозки, во-вторых, это мечта стать центром финансовых услуг, о которой теперь можно забыть.

Финансовые расчеты - Sputnik Латвия
COVID-кризис в цифрах: насколько пострадала экономика Латвии

А история успеха, по его мнению, заключается в том, что у Латвии "нет одной большой Nokia, но есть много разных маленьких Nokia".

"Экономика у нас диверсифицирована, адаптирована к различным рынкам, поэтому ее легче сбалансировать. В этом заключается наше преимущество - экономика не полагается только на одну конкретную отрасль, хотя у нас есть проблемы с транзитом и финансовым сектором и довольно большая зависимость от туризма. Другие сферы способны довольно хорошо реагировать на кризис. Например, если посмотреть на данные о безработице, то ее уровень вырос не очень резко", - сказал Казакс.

Он отметил, что больше всего на экономику повлияли два ограничения. Первое - ограничение на передвижение людей, когда они просто сидят дома и не делают целый ряд вещей. Это было заметно в туризме, в начале пандемии - также в розничной торговле.

Экскурсия по рижскому Дому печати перед реконструкцией - Sputnik Латвия
Эксперты ЕС: Латвия хорошо адаптируется к условиям кризиса COVID-19

Второе - неопределенность. "Тревожась о будущем, люди не тратят, компании не инвестируют", - пояснил глава Банка Латвии.

По его мнению, хорошим решением правительства было введение пособий за простой, которые позволили предприятиям не ликвидировать рабочие места, а с возобновлением спроса на товары и услуги люди вновь были обеспечены работой.

"Хотя пособий за простой у нас было меньше, чем в соседних странах, у нас было больше поддержки в виде финансовых инструментов для бизнеса. Структура поддержки у нас была немного другая. Был ли наш путь правильнее, чем у литовцев и эстонцев, мы увидим только в будущем", - сказал Казакс.

Он назвал принципы оказания господдержки, всего их четыре.

"Первый - постепенность. Если мы видим проблему в конкретной сфере, то оказываем помощь. Во время кризиса мы не можем что-то прогнозировать, поэтому нужно действовать по необходимости. Второе - необходимо оказывать поддержку там, где это дает больше всего пользы обществу. Третье - должно быть разумное распределение рисков между частным сектором и государством, нельзя допускать ситуации, когда убытки национализируются, а прибыль приватизируется. Четвертый принцип - государственный долг должен быть устойчивым, то есть в хорошие времена долг уменьшается, а в тяжелые, как сейчас, государство может поддержать экономику, увеличивая долг", - сказал глава Банка Латвии.

Заведующий отделом экономических исследований Института Европы РАН, ведущий научный сотрудник, доктор экономических наук Анатолий Бажан - Sputnik Латвия
Экономист рассказал, что ждет страны Балтии в случае нового карантина

В заключение, сравнивая ситуации в Латвии с тем, что происходит с экономикой соседних республик, Казакс отметил успехи Литвы.

"Мы видим, что у литовцев кризис был на удивление неглубоким. Но следует помнить о том, что в отличие от Литвы мы в кризис вошли с уже известными проблемами в транзитном и финансовом секторах. Столь явных проблем у литовцев в этих отраслях не было. В транспортном секторе у нас самый большой удельный вес у airBaltic, и он важен для Латвии. В Литве больше доля именно автотранспорта, дела у которого идут хорошо. Поэтому можно сказать, что им в этом случае повезло, а нам нет.

В целом нужно отметить, что за последние 10 лет с момента последнего кризиса литовцы двигались вперед довольно быстро и мы не смогли их догнать. Это кое-что говорит не только о литовцах, но и о нас... В этом вопросе я согласен с новым членом совета Банка Латвии, бывшим министром финансов Андрисом Вилксом, который считает, что во многих случаях Латвия не была столь решительной, как Литва. Поэтому я призываю нас стать намного более решительными, думать более амбициозно о будущем, и именно Next Generation EU может стать одним из инструментов, чтобы этого добиться. Все в наших руках, и только от нас зависит, сумеем ли мы воспользоваться этой возможностью", - сказал Казакс.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
ԱրմենիաՀայերենАрмянскийАҧсныАҧсышәалаАбхазскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский