Ни цента не вложила: Польша хотела устроить "газовый передел", а заработала на этом Латвия

© Sputnik / Sergey MelkonovИнчукалнское подземное газохранилище
Инчукалнское подземное газохранилище - Sputnik Латвия
Подписаться
Латвия ничего не вложила в европейские проекты строительства газопроводов, но смогла заработать на хранении и транзите газа для участников регионального рынка

РИГА, 12 окт — Sputnik. Несмотря на всю "миниатюрность" газовых сетей республик Прибалтики в сравнении с сетями старой Европы и России, событий тут, во-первых, довольно много, во-вторых – достаточно интересных. Интересных – поскольку влияние политики, проводимой руководством ЕС, на Эстонию, Латвию и Литву настолько значительно, что мы можем без всяких "искажений" наблюдать за тем, какие результаты дают внедрение Третьего энергопакета и тренд на пресловутую "энергетическую независимость" от России.

Экономика или политика – кто главный?

В самом начале века началась реализация проекта расширения мощностей газопроводов, соединяющих Данию с месторождениями, расположенными в Северном море, и именно тогда Варшава впервые выдвинула инициативу строительства магистрального газопровода Baltic Pipe, который должен пройти по дну Балтийского моря, чтобы соединить газовые системы Дании и Польши. Но в то время этот проект никакого развития не получил, поскольку энергетические компании, которых он непосредственно касался, пришли к выводу о его экономической нецелесообразности.

Ситуация кардинально изменилась в 2009 году – после выхода России из Энергетической хартии Европы и после введения Третьего энергопакета и его Газовой директивы. В архивах отыскали проект Baltic Pipe, сдули с него пыль и задумались – может ли он хоть как-то ущемить экономические интересы российского "Газпрома". Результат мозгового штурма известен – политики решили, что Baltic Pipe необходимо реализовать. Но когда политики начинают диктовать правила игры энергетике, часто бывает, что конечный результат противоречит здравому смыслу, зато поднимает настроение сторонним наблюдателям.

Baltic Pipe – не "вещь в себе"

На материковой части Дании газовых месторождений нет, месторождение Taira на морском шельфе пользуется для удовлетворения спроса в самой Дании – другими словами, газа для Польши у самой Дании нет. Существовавшая сеть морских газопроводов, начинающаяся на месторождениях Северного моря, – в полном порядке, но и ее проектировали под потребности датских потребителей. Прямое следствие из двух этих фактов – необходимость расширения системы подачи газа со стороны моря и строительство транзитного магистрального газопровода через всю территорию Дании, от побережья Северного моря до побережья Балтийского моря. Только за счет этого могут появиться ресурсные источники для Baltic Pipe, других способов не существует – эта магистраль должна начинаться не на датском берегу Балтики, а в норвежском секторе Северного моря.

Трубы для строительства газопровода Северный поток-2 - Sputnik Латвия
Baltic Pipe против "Северного потока - 2": что выберет Берлин?

Замышляли – веселились, подсчитали – прослезились. Датские и польские компании и правительства этих государств столкнулись с фактом: финансов для такого проекта у них нет. Следующий шаг возможен только в ЕС. В Брюсселе в таких случаях всегда рады прийти на помощь, но есть правила: Еврокомиссия имеет право напрямую субсидировать инфраструктурные проекты только в том случае, если они имеют региональное значение, а такой статус проекту можно присвоить только, если в нем участвует не менее трех стран. Датско-польский проект необходимо было масштабировать, и тут в дело вступил географический фактор.

Предполагаем, что североморский газ добрался до территории Польши и смотрим, какая страна может стать третьим участником проекта. Западные соседи Польши – Словакия, Чехия и Германия, но у них с поставками газа все в полном порядке, "Газпром" обеспечивает все три страны через ГТС Украины, через "Северный поток", через газопровод "Ямал – Европа". Условие реализации регионального инфраструктурного проекта ЕС – софинансирование со стороны стран, которых он касается, а рассчитывать, что в Словакии, Чехии и Германии найдутся компании, которые согласятся инвестировать свои средства в столь занимательный проект, не приходилось.

Методом исключения оставалась Литва, которая, во-первых, не способна отказываться от любых инициатив руководства ЕС, а, во-вторых, всегда за участие в любом проекте, направленном против интересов России. Однако Польша заявила мощность Baltic Pipe в 10 миллиардов кубометров газа в год, а уровень потребления газа в Литве не превышает 2,5 миллиарда кубометров в год. Полный отказ Литвы от поставок газа из России стал бы слишком откровенным нарушением принципа диверсификации поставщиков, да еще и сама Литва в 2011 году приступила к реализации собственного проекта регазификационного терминала в порту Клайпеды. Вывод напрашивался очевидный: одной Литвы для проекта Baltic Pipe маловато, нужно увеличивать число участников, сделать это можно только за счет присоединения к нему Латвии.

Игорь Юшков - Sputnik Латвия
Юшков: на другом конце Baltic Pipe может не оказаться газа для Польши

Однако и тут не все было гладко: в 2011 году монополистом газовой отрасли Латвии была компания Latvijas Gāze, акционером которой на тот момент был "Газпром", имевший на руках долгосрочный контракт на поставки газа в Латвию. Так в проекте Baltic Pipe появился уже пятый по счету участник – Эстония. Однако и относительно эстонского монополиста, компании Eesti Gas, приходится повторять тот же текст: "Газпром" в составе акционеров и долгосрочный контракт с ним же.

Тогда брюссельские бюрократы подтянули к проекту Финляндию. Модифицированная идея теперь выглядит так: если из Польши дальше на север "протолкнуть" 2,5 миллиарда кубов газа в год, то совокупно Литва, Латвия, Эстония и Финляндия эти кубометры как-нибудь потребят.

Строительство газопроводов - стиль от Евросоюза

Для того, чтобы реализовать масштабированный датско-польский газовый проект, требуется: 1) увеличить мощность газопроводов из Северного моря на территорию Дании; 2) проложить магистральный газопровод через всю территорию Дании; 3) проложить саму Baltic Pipe; 4) построить магистраль Польша – Литва (проект GIPL, Gas Interconnector Poland-Lituania); снабдить систему газопроводов "Северное измерение" в пределах Прибалтики новыми компрессорными станциями, чтобы обеспечить прокачку газа не с севера на юг, а в обратном направлении; 5) построить морской газопровод Balticсonnector по дну Финского залива между Эстонией и Финляндией.

Энергетические компании всех государств мира начинают строить магистральные газопроводы от месторождений, чтобы привести их к потребителям. Сумрачный гений европейских политиков им не ровня: первым был построен магистральный газопровод Balticсonnector между Финляндией и Эстонией. Газ из Северного моря еще никуда не идет, а строительство Balticconnector уже завершено, 1 января 2020 года газовая магистраль официально принята в эксплуатацию. Эстония и Финляндия не имели ничего против, поскольку 75% инвестиций в этот проект пришли из бюджета ЕС. Не возражал и "Газпром", поскольку Финляндия впервые в ее истории получила доступ к крупному подземному хранилищу газа – к "Инчукалнсу" на территории Латвии.

Подробнее об этом ПХГ в статье: Большой потенциал: что в Латвии нашел "Газпром" и почему Рига на этом не заработала>>

Перспективы реализации проекта Baltic Pipe можно оценивать по-разному, однако слова – это одно, а действия – критерий куда более объективный. Руководство Финляндии, Эстонии и Латвии еще в 2019 году подписали соглашение о создании в ЕС нового регионального газового рынка, которое и вступило в действие 1 января 2020 года – именно этот день стал датой приема в эксплуатацию газовой магистрали Balticconnector. Этим трем государствам нет смысла дожидаться, чем, как и когда завершатся все прочие работы – как по Baltic Pipe, так и по GIPL, у них и так уже все в полном порядке. Имеются долгосрочные контракты с "Газпромом", работает ПХГ "Инчукалнс", газовые системы Эстонии и Финляндии соединены новой газовой магистралью, газовые системы Эстонии и Латвии были объединены еще в советские времена. "Журавль" в виде инициативы Польши и Дании, финансируемой Еврокомиссией, продолжает парить в небесной выси, а "синица", доставшаяся Финляндии, Эстонии и Латвии, по размерам и весу – редкостный экземпляр для своей породы.

Литовские переговорщики несколько раз пытались присоединиться к новому региональному газовому рынку, но результатов не достигли, что тоже вполне объективно: газовая система Литвы никакой ценности для своих северных соседей не имеет.

ПХГ "Инчукалнс" - современное значение

Самая выгодная ситуация сложилась именно у Латвии – она вообще ничего не вкладывала в создание этого нового регионального газового рынка. Зато теперь Финляндия, Эстония и Латвия имеют возможность "маневрировать" по условиям имеющихся у них контрактов с "Газпромом", Латвия может рассчитывать на то, что финские партнеры будут использовать возможности "Инчукалнса", что принесет Риге дополнительную прибыль.

Предприятие газотранспортной системы, архивное фото - Sputnik Латвия
Польша строит - "Газпром" побеждает. Baltic Pipe готовит сюрприз для Балтии

Резкое падение спотовых цен на газ в 2020 году, связанное с теплой прошедшей зимой и влиянием пандемии COVID-19 привело к тому, что цены на СПГ, который "добывала" на европейском рынке Литва, оказались выгоднее, чем цены по условиям долгосрочных контрактов с "Газпромом" – общеизвестный факт, но он несколько "теоретический", а вот Латвия сумела получить вполне ощутимый практический результат. Впервые с момента появления в порту Клайпеды регазификационного судна Independence не только сама Латвия покупала литовский СПГ – то же самое сделали Эстония и Финляндия. Для Латвии был и дополнительный заработок – как за транзит газа через ее газотранспортную систему, так и за счет аренды части активного объема ПХГ "Инчукалнс".

В советские времена поселок Инчукалнс был "газовой столицей" советской Прибалтики, теперь территория, для которой использование одноименного ПХГ, стала обширнее – за счет присоединения Финляндии. Удастся польско-датскому консорциуму реализовать проекты Baltic Pipe – нагрузка на ПХГ "Инчукалнс" может стать еще выше, поскольку его возможности потребуются Польше. ПХГ "Инчукалнс" востребовано и "Газпромом" – как для поставок в Латвию, так и для зимнего обеспечения Псковской и Новгородской областей. ПХГ "Инчукалнс" востребовано Литвой, затеявшей авантюру с собственным СПГ-проектом. При этом, повторюсь, Латвия не инвестировала ни в строительство новой магистрали от Клайпеды, ни в строительство Balticconnector, ни в расширение газотранспортной системы между норвежским сектором Северного моря и Данией, ни в строительство нового газопровода от североморского побережья Дании до ее балтийского побережья, ни в строительство Baltic Pipe и GIPL. Но все это не является следствием некой "византийской политики" руководства Латвии – это некая "геологическая ирония" региона, удачное стечение обстоятельств.

Наибольший объем инвестиций в этот меридиональный проект новых газовых магистралей сделан из бюджета Евросоюза, то есть из карманов налогоплательщиков всего этого экономического объединения. Деньги инвестированы, а вот подробности о том, удалось ли Евросоюзу действительно ущемить экономические интересы Газпрома и России – в следующий раз.

Лента новостей
0