В середине января несколько порталов опубликовали достаточно сенсационную новость, отмечает автор Sputnik Литва Борис Марцинкевич. Глава польской газотранспортной компании Gas-System Томаш Стемпень в интервью польскому изданию Gazeta Wyborcza сообщил, что его компания в конце 2019 года добилась согласия на пересечение планирующимся к строительству магистральным газопроводом Baltic Pipe маршрутов "Северного потока" и "Северного потока – 2".
По словам пана Стемпеня, Gas-System подписала соответствующие документы с компаниями – операторами этих газовых магистралей – Nord Stream AG и Nord Stream2 AG соответственно. Правда, подтверждения этой новости больше ни из одного источника не поступало, на сайтах операторов "Северных потоков" найти хоть что-то, имеющее связь с Gas-System и с Baltic Pipe, тоже пока невозможно.
Еще раз о полном масштабе проекта, включающего Baltic Pipe
Напомним, что Baltic Pipe – это не отдельная газовая магистраль, а часть куда более масштабного проекта. Польская компания PGNiG последние несколько лет скупает доли компаний – операторов газовых месторождений в норвежском секторе Северного моря у норвежской государственной компании Equinor (предыдущее название – Statoil). Эти месторождения и должны стать ресурсным источником для магистрали, которая свяжет их с датским побережьем.
Следующая часть проекта – сухопутный отрезок от одного побережья Дании до другого, где, собственно, и начнется Baltic Pipe. На территории Польши будет построено сухопутное продолжение, которое не только обеспечит поставку норвежского газа польским потребителям, но и перейдет в межгосударственный газопровод GIPL (Gas Interconnector Poland – Lithuania). Газовые магистрали, построенные еще в СССР, обеспечивают возможность доставки газа до газовой системы Эстонии, которая с 1 января 2020 года соединена с газовой системой Финляндии еще одним межгосударственным газопроводом Baltic Interconnector.
Но оставим в стороне европейские методы ведения газового бизнеса до следующего раза и попробуем задуматься, как вот этот проект отразится на балансе европейского газового рынка в результате того, что польская компания PGNiG отправит часть добываемого Норвегией газа по новому маршруту.
Норвежские газовые реалии
Еще в конце 2017 года Норвежский нефтяной директорат обнародовал перспективы добычи природного газа на следующие два года. Equinor очень активно ведет разведку месторождений углеводородов на территории всех доступных Норвегии морей, однако вот уже на протяжении почти десяти лет результаты исключительно "односторонние": нефть есть, газа нет.
В лучшем случае открываются небольшие газовые месторождения, которые позволяют Equinor с трудом удерживать второе место в табеле о рангах поставщиков голубого топлива на европейский газовый рынок: снижается добыча на давно разрабатываемых месторождениях, эти потери как-то удается компенсировать новыми, куда менее масштабными.
А вот прогноз 2017 года оказался еще более пессимистичным: Норвежский нефтяной директорат оповестил, что ожидает в 2018 году снижения добычи на два процента, в 2019 году – еще на восемь.
Итоги почти точно совпали с прогнозом: минус два процента в 2018-м и минус шесть в 2019-м. Однако норвежцы не теряют оптимизма – они рассчитывают, что в 2024 году смогут вернуться к уровню 2017-го.
К каким последствиям приведет то, что Польша начнет забирать часть норвежского газа для потребителей не только польских, но и всех балтийских республик и Финляндии? Ответ очевиден: будут снижены объемы поставок по долгосрочным контрактам Equinor другим потребителям, уменьшатся объемы сделок Equinor на европейском спотовом газовом рынке. Кто из поставщиков сможет компенсировать эти потери? И снова ответ очевиден – "Газпром", чудес на свете не бывает.
Кто-то может возразить, что действия Польши направлены на то, чтобы "освободить место" для поставок в Европу СПГ, поскольку в 2019 году загрузка регазификационных терминалов на европейском побережье выросла до 47 процентов вместо привычных тридцати. Но есть факты, которые имеет смысл припомнить, – они хоть и появлялись в открытых источниках, прошли незамеченными. Возможно, причиной этой незаметности является то, что географически эти события происходили и происходят достаточно далеко от Польши, Норвегии и прибалтийских республик – на Апеннинском полуострове.
Годовое потребление газа в Италии в среднем составляет около 60 миллиардов кубометров в год, эта страна является третьим в Европе по объему потребителем российского газа – после Германии и Турции. Средний объем поставок "Газпрома" итальянским компаниям – порядка 25 миллиардов кубометров в зависимости от погодных условий.
Напомню, что именно Италия стала первой европейской страной, подписавшей с Министерством внешнеэкономических связей СССР договор о поставке трубопроводного газа. Произошло это в далеком 1968-м, через три года газ из Сибири смог добраться до знойного юга по маршруту СССР – ЧССР (Чехословацкая Советская Социалистическая Республика) – Австрия и далее по специально построенному для этой цели магистральному газопроводу TAG (Trans Austria Gasleitung) до северного региона Италии.
Имеются у Италии и другие поставщики, эта страна давно задумалась над диверсификацией, поскольку месторождения на ее собственной территории едва покрывают два процента ее потребностей. По морскому газопроводу с Ближнего Востока в Италию поступает до восьми миллиардов кубометров газа – из Ливии. После успешной демократизации этого государства по рецептам США и НАТО итальянская газотранспортная компания Snam испытывает сильные сомнения в надежности этих поставок, и ее можно понять – поставки могут быть прерваны в любой момент.
Под управлением итальянской Snam имеются не только трубопроводы, но и три СПГ-терминала, однако они проблемы итальянских потребителей решить не способны. Добыча на голландском месторождении Гронинген будет полностью прекращена в 2023 году – маячит перспектива, что поставки через Швейцарию будут и вовсе прекращены. Snam эту перспективу видит и не ждет.
В 2016 году Snam выкупила блокирующий пакет акций Gas Connect Austria, компании – оператора газопровода TAG. В 2017-м Snam сделала предложение "Нафтогазу", сообщив о готовности инвестировать до двух миллиардов евро в ремонт и модернизацию той части газотранспортной системы Украины, которая обеспечивает транзит газа до границы со Словакией. Согласия от украинской компании итальянцы в 2016 году не получили, но не по принципиальным причинам, а только потому, что в это время еще не был закончен анбандлинг "Нафтогаза". Сейчас этот процесс завершен, на Украине возникла новая компания, владеющая и управляющая ее газотранспортной системой, с незамысловатым названием "Оператор газотранспортной системы Украины" (ОГТСУ). Теперь нам остается только следить за событиями.
Активность Польши, старающейся всеми силами доказать, что она способна обходиться без российского газа, совершенно не волнует "Газпром": все, что Польша уведет из Норвегии, Россия просто вынуждена будет поставлять потребителям других стран.
Стараниями Польши Россия начнет развивать отношения со своим самым старым газовым партнером, компанией Eni. Отдельное спасибо Польше, возможно, в ближайшее время скажет Украина – в том случае, если у ОГТСУ появится реальный инвестор. С учетом всего этого нет причин удивляться тому, что информация Томаша Стемпеня будет подтверждена – при внимательном рассмотрении мы видим, что "Газпром" от реализации проекта Baltic Pipe окажется в солидном выигрыше.