Российская дипломатия все чаще занимается публичным чтением вслух важных документов и трактовкой прописных истин, скрепляющих международные торгово-экономические отношения. Особенно важно делать такой ликбез в информационном поле неожиданно "поплывшего" партнера, каковым является Германия, отмечает автор радио Sputnik Кирилл Гришин.
Дипломат подчеркнул, что немецкое правительство до сих пор поддерживало проект "Северный поток - 2", и в России надеются, что эта поддержка продолжится. Москва сожалеет об антироссийской политике Польши, которая хочет стать энергетическим центром для самой Европы и поэтому выступает против "Северного потока - 2", заявил дипломат.
При этом поляки активно зазывают Германию присоединиться к проекту Baltic Pipe – норвежский газ пойдет через Данию в Польшу. Скромная по мощности труба, которой, однако, ЕС везде дает зеленый свет.
Не исключено, что Берлин, обсуждая с Варшавой эту тему, готов играть на противоречиях: попытаться включиться в новый проект и не допустить простоя "Северного потока - 2". Пока с трудом верится в то, что прагматичные немцы готовы зафиксировать потери в десяток миллиардов евро в случае отказа от завершения строительства российского газопровода.
На этом фоне достаточно весомо выглядит новость о том, что страховщики отказались работать со строящими "Северный поток - 2" судами. Страховые компании ссылаются на американский закон CAATSA ("О противодействии противникам Америки посредством санкций"). Раздел 232 этого документа включает положение, которое позволяет (но не требует) администрации США наложить санкции на определенные крупные инвестиции или другие сделки, связанные с трубопроводами для экспорта российских энергоносителей.
В этом и есть принципиальная разница. Никто не обязывает, никто не выламывает руки юридически, но все тут же, безапелляционно, "берут под козырек" по желанию Вашингтона. И международные страховщики, и швейцарские трубоукладчики, и "железобетонные" до недавнего времени германские партнеры.
В любом случае Германия, как ключевой партнер "Северного потока - 2", стоит перед нелегким выбором.
Она может серьезно подмочить свою деловую репутацию, "саботировав" достройку под предлогом исполнения санкционных ограничений. Либо же проявить политическую волю и дать возможность проложить оставшиеся полторы сотни километров трубы.
Важная геополитическая развилка, после которой путь Берлина выберет уже новый человек. Ведь Ангела Меркель уходит. И, похоже, не решив этот вопрос.