РИГА, 2 окт — Sputnik. От Бухареста до Брюсселя, от Лиссабона до Лиона, пандемия COVID-19 вызвала к жизни беспрецедентные инвестиции в велоинфраструктуру ЕС, пишет BBC.
С начала пандемии в инфраструктуру для велосипедистов было вложено более миллиарда евро, появилось 2 тысячи 230 километров новых велодорожек. Но каким будет долгосрочный эффект велосипедного помешательства? Вот как это выглядит в четырех крупных европейских городах.
Милан
Региональное правительство Ломбардии на севере Италии потратило 115 млн евро на развитие велосипедного спорта и обещало гражданам по 500 евро компенсации за покупку велосипеда или самоката - таким образом людей пытались убедить не пользоваться общественным транспортом.
"Мы пытались строить велодорожки и раньше, но водители протестовали", - говорит Франческо Маран, ответственный за городское планирование Милана (столица Ломбардии).
Милан стал одним из первых европейских городов, инвестировавших по время пандемии в перемещение людей на велосипедах. В нем появилось 35 километров новых велодорожек, хотя многие из них временные.
"Большинство велосипедистов раньше пользовались общественным транспортом, но теперь им нужна альтернатива. До пандемии на нашей главной улице была тысяча велосипедистов, теперь их семь тысяч", - говорит Маран.
Однако рост популярности велосипедов заставил понервничать их производителей и продавцов.
Алессандро, ученик в велосипедной мастерской Pepino Drali, рассказывает, что мастерская снова открылась в начале мая.
"Люди стояли на улице с велосипедами в руках, очередь заворачивала за угол. При этом производить велосипеды было сложно - из-за коронавируса мы больше не могли купить часть деталей", - рассказывает он.
При этом многие в городе считают, что этих перемен недостаточно.
"Они действительно построили несколько велодорожек, но, по сравнению с нуждами города и требованиями его жителей, это капля в море," - говорит юрист по защите окружающей среды Анна Джермотта.
Она считает, что пандемия - это уникальный шанс изменить наши города так, чтобы они стали удобными для велосипедистов.
Париж
Вице-мэр Парижа Давид Бейяр рассказывает о масштабных изменениях во французской столице, которые обошлись в 20 млн евро.
"Самое примечательное изменение - на знаменитой своими пробками улице Риволи, которая пересекает Париж с востока на запад. Некоторые части этой улицы теперь полностью свободны от машин. Чем больше места вы выделяете велосипедистам, тем больше велосипедистов им пользуются", - говорит он.
По сравнению с прошлым годом использование велосипедов в Париже выросло на 27%, в том числе благодаря действиям французского правительства, которое предложило субсидии в 50 евро на починку велосипедов.
Веломеханик Реми Дюнойе очень доволен таким поворотом событий. Его веломастерская в центре Парижа оставалась открытой на протяжении всего локдауна, и пока другие предприниматели сокращали работников, он нанял дополнительно несколько человек.
Правительство предлагает также бесплатные уроки езды на велосипеде.
"Обычно мы обучаем 150 взрослых людей в год, а сейчас это количество удвоилось," - говорить учитель одной из велосипедных школ.
Брюссель
На самых оживленных улицах Брюсселя появилось 40 км новых велодорожек. Чтобы освободить место, необходимое для соблюдения социальной дистанции, в городе выделили зоны, где пешеходы и велосипедисты имеют приоритет перед автомобилями. Также в городе ограничили скорость движения.
В апреле региональный министр транспорта Эрик ван дерн Брандт написал жителям открытое письмо с просьбой избегать общественного транспорта. Похоже, что они к нему прислушались: использование велосипедов выросло на 44%. Однако не все оказалось так просто.
"Я представляла себе, как куплю прекрасный новый велосипед и шлем... но их нигде не было. Я попыталась заказать велосипед, но мне сказали, что придется подождать два месяца", - рассказывает жительница Брюсселя Веселина Фотева.
Она переехала в Брюссель за две недели до начала пандемии, и город изменился у нее на глазах.
После того как ей не удалось купить новый велосипед, она обратилась к службе проката Swapfiets.
"Со времени локдауна наш оборот в Брюсселе вырос на 60%. Милан и Париж инвестировали в велосипедную инфраструктуру, так что скоро мы откроемся в этих городах", - говорит основатель Swapfiets Ришар Бюрже.
Амстердам
В отличие от других больших городов, в Амстердаме велосипедная инфраструктура существовала задолго до пандемии - в столице Нидерландов больше велосипедов, чем людей, а длина велодорожек - 767 км. Однако пандемия повлияла и на Амстердам.
"То, что мы планировали на ближайшие десять лет, произошло за полгода", - говорит Тако Карлайл. Его марка электровелосипедов Van Moof продала за первые четыре месяца 2020 года больше велосипедов, чем за предыдущие два года.
"Люди увидели, каким красивым может быть их город, и насколько удобнее в нем будет жить, если велосипедов будет больше, а машин меньше", - говорит он.
Электровелосипед - самый популярный вид велосипеда в Нидерландах, выросли и продажи грузовых велосипедов - на 54% с начала пандемии.