РИГА, 10 сен — Sputnik, Юлия Грант. Перераспределение средств от подоходного налога между самоуправлениями и государством в пользу последнего в 2009 году преподносилось как временная мера. Одобренные кабинетом министров 2 сентября налоговые изменения к бюджету 2021 года – очередное наступление на местные власти, у которых отберут еще 5% поступлений от этого налога: пропорция станет 75:25. Тем самым правительство рассчитывает выручить обещанные еще в 2018 году деньги для медиков и уверяет, что самоуправления не пострадают.
Подоплека решения правительства проста, считает директор общественной организации "Балтийский форум" Александр Васильев. Консолидированный государственный бюджет с начала года недосчитался более полумиллиарда евро, в то время как на фоне роста средней зарплаты сборы подоходного налога с населения (ПНН) растут: излишек за полугодие составил 101 миллион евро. Столько же и составят общие потери самоуправлений в результате налоговой реформы и передела ПНН: 104,6 миллиона евро.
Феномен роста сборов ПНН в стране, где люди несколько месяцев жили на пособиях по простою, никем не объяснен, но факт налицо.
Отдайте свои
Казалось бы, "жирных котов" на местах сам бог велел обобрать. Каждый раз, запуская руку в чужой карман, правительство выдвигает какую-то святую цель. То налог на дороги перераспределяет в основной бюджет, то вводит акциз на газ, то налог на отопление и квартирную плату.
Однако латание дыр таким способом не решает ни одной проблемы. Бюджет остается дефицитным. Дороги – непроездными. Квартирная плата – непосильной, а когда ее не могут заплатить, включается шантаж - например, циничное предложение Rīgas Siltums потратить на долги резервный фонд или добропорядочным плательщикам "скинуться" и заплатить долги непорядочных.
Перетягивание налогового одеяла неэффективно и несправедливо, заявил глава Латвийского союза самоуправлений Гинтс Каминскис. Рядовые руководители самоуправлений молчат. У них в следующем году выборы, и "хорошее лицо" во многом будет зависеть от обещанных Минфином вливаний из средств ЕС на борьбу с пандемией.
Возьмите чужие
Ни размер, ни сроки "вливаний" пока не известны, напоминает Васильев. А экономист, налоговый консультант Евгения Зайцева обращает внимание, что и у Евросоюза с деньгами сейчас не густо. Богатые страны предпочитают тратить у себя имеющиеся у них свободные средства, а на помощь бедным Еврокомиссия выпускает бонды – облигации, продаваемые на финансовом рынке.
Таким образом, латвийским самоуправлениям сейчас сулят не субсидии, а кредиты. Да, ставка может быть мизерной, но она будет. И ляжет дополнительной ношей на всех жителей страны.
Кабинет Кариньша вошел во вкус: за год размер государственного долга увеличился на 1 миллиард 720 миллионов евро и достиг 12,39 миллиарда.
Напротив, Рижская дума при оплеванном Ушакове последовательно сокращала обязательства – с 1,140 миллиарда евро в 2008 году до 824 миллионов евро в 2019-м.
Лишившись, по подсчетам, более 30 миллионов евро ежегодных доходов, Рига или начнет наращивать долг, или сокращать расходы. А это в первую очередь расходы на социальные нужды горожан.
От чего придется отказаться?
Как явствует из пояснительной записки к бюджету Риги 2020 года, значительная доля расходов приходится на социальные нужды, причем как раз во время предыдущего кризиса она выросла с 7,8% общих расходов (2008 г.) до 12,7% (2013 г.), так и не вернувшись до сих пор на докризисный уровень.
Легко предположить, что и в ближайшие годы малообеспеченным рижанам (да и жителям других самоуправлений) снова потребуется плечо местной власти. Долги по коммунальным платежам уже свидетельствуют об этом. Так что экономить на социалке не получится.
Не удастся срезать зарплату учителей: новый учебный год и так начался с беспрецедентным дефицитом кадров. В Риге не хватает более 20 учителей по математике, IT, английскому языку и латышскому языкам, а всего не закрыто 179 вакансий. И это несмотря на доплаты из городского бюджета всем педагогам дополнительно к минимальным ставкам. Поэтому принято решение не уменьшать, а наращивать зарплаты – особенно педагогам дошкольного воспитания, сразу на 100 евро в месяц, до минимальной ставки брутто 860 евро.
Рига доплачивает частным детским садам уже за 6000 мест для детей, а также софинансирует услуги частных нянечек. В рамках этой программы, начатой в 2011 году, тратится уже 22,5 миллиона евро в год.
Вряд ли кто-то пересмотрит вклад Риги в общегосударственные функции, а это пятая часть бюджета, 214,2 миллиона евро. Более 100 миллионов из этой суммы столица выплачивает в фонд выравнивания самоуправлений и в госбюджет – например, на работу Центральной избирательной комиссии.
Где новые власти решат экономить – так это на ремонте улиц и дотациях общественному транспорту, которые из 242 миллионов евро по данной статье съедают 130 миллионов. Количество льготников Rīgas Satiksme продолжит уменьшаться.
Резать мелкие статьи расходов, составляющие менее 5% бюджета, бессмысленно. Ну не закрыть же из-за кризиса Рижский зоопарк.
Инвестиционная программа Риги уже сокращена до 28,8 миллиона евро, чего хватит на завершение ремонта, начатого на Брасовском мосту (7 миллионов), Большой эстраде Межапарка (почти 11 миллионов) и небольшой ремонт внутренних кварталов и обновление улицы Краста. А ведь Риге предстоит стройка века – Rail Baltica: на преображение городской инфраструктуры под новый Центральный вокзал нужно будет самостоятельно найти 350 миллионов евро, хотя от идеи реновации территории Рижского центрального рынка самоуправление вынуждено было отказаться.
Оценив вышеизложенное, неизбежно придешь к выводу: 2020-й был последним годом, когда долговые обязательства Риги сокращались. Отдав в госбюджет еще 5% своих доходов и продолжая тянуть на себе мелкие убыточные самоуправления по всей стране, столица полезет в петлю долгов.
Справедливость и простота
Глава Латвийского союза самоуправлений Гинтс Каминскис попытался возразить против намерения правительства перераспределить ПНН. Ведь "деньги фондов Европейского союза выделяются на конкретные цели, а самоуправлениям фактически потребуется финансирование для выполнения своих прямых функций".
Каминскис возмутился тем, что Союз даже не спросили по поводу передела. В демократической стране к принятию решения привлекают гражданское общество, указывает он.
Лидер партии "Согласие" Янис Урбанович напомнил декларацию Минфина: "Справедливость и простота налоговой системы – существенная цель налоговой политики". "У местных политиков есть свои планы и данные избирателям обещания, исполнение которых они хотят протестировать на выборах в самоуправления в следующем году", а у них просто отнимают средства по праву сильного.
"До сих пор в Латвии не было практики, при которой инвестиционные деньги ЕС можно было бы "проесть", использовав для ежедневных нужд. Таких как пособия малообеспеченным, зарплаты нянечкам в детсадах или льготы на проезд в общественном транспорте. Что об этой перспективе скажет суровая г-жа Круминя из Госконтроля? – вопрошает политик. – Было бы честнее, если бы правящее большинство ясно и прямо сказало – у правительства проблемы, но их будут решать за счет самоуправлений. Обещаем мы, а платите вы. И это отвечает нашему представлению о том, что такое просто и справедливо".
О других планируемых налоговых изменениях можно прочитать по ссылкам:
Людоедская логика новых налогов: как с вас сдерут деньги при продаже машины или квартиры>>
Людоедская логика новых налогов: как раздавить микропредприятия