РИГА, 8 сен — Sputnik. Коронавирусный кризис наглядно показал давние проблемы латвийских больниц: плохую инфраструктуру, недостаток медиков, низкий уровень использования информационных технологий, подчеркнул председатель правления Ассоциации крупных больниц Латвии, глава Детской клинической университетской больницы Валтс Аболс на дискуссии о будущем здравоохранения, сообщает Neatkarīgā.
Однако пандемия подтолкнула больницы к тому, чтобы предложить новое видение будущего стационарной медпомощи. Хотя может показаться, что этот план содержит элементы фантастики - от самих больниц и политического руководства отрасли здравоохранения.
Больна сама медицина
Ситуацию в здравоохранении руководители больниц и эксперты проиллюстрировали трагической историей одного из пациентов. Человека лечили, но не вылечили, и до самой смерти его общее состояние здоровья и болезни не рассматривались в целом, каждый медик, который им занимался, лечил одну проблему, не рассматривая пациента как единый организм. В процессе такого лечения пациент по крайней мере дважды умирал, его реанимировали вопреки желанию родных дать ему спокойно умереть, и в итоге он попал в кому и умер, не приходя в сознание. Лечили его как в региональной, так и в клинической университетской больнице.
Почему это произошло? Четкого ответа на этот вопрос нет, но понимая, что эта ситуация неприемлема, представители крупных латвийских больниц создали общую платформу, чтобы договориться о том, как улучшить свою работу.
Пандемия коронавируса выявила многие проблемы, о которых главы больниц говорили и раньше, но в условиях, когда необходимо было соблюдать более жесткие эпидемиологические требования, многие недостатки обострились.
"Инфраструктура не позволяет нам помочь всем пациентам", - говорит глава больницы Страдыня Риналдс Муциньш.
В ситуации коронавируса оказание помощи сконцентрировали в новом корпусе этой больницы, но если число пациентов вырастет, то другого подходящего помещения для стационара просто не найдется.
А главный врач больницы Страдыня Эва Стрике подчеркнула другую важную проблему – пациенты все чаще обращаются за неотложной медицинской помощью.
"Число таких пациентов опасно выросло, причем не на 10-20 процентов, а на две трети", - заявила Стрике, подчеркнув, что необходимость лечить в неотложном порядке всегда заканчивается более сложным и долгим уходом.
Глава Рижской Восточной больницы Имантс Паэглитис призывает открыто сказать, что инфраструктура больниц находится в плачевном состоянии. В его больнице идет реконструкция, но она фрагментарная и медленная. В целом некоторые корпуса и стационары крупных больниц в Латвии отремонтированы, другие нет. К примеру, Латвийский онкологический центр еще ждет реконструкции, а Туберкулезный центр не ремонтировали с момента строительства в 1971 году.
Член правления Рижской Восточной больницы, глава Клиники неотложной медицины и приема пациентов добавил, что инфраструктура больниц не приспособлена к приему и размещению большого числа пациентов: "мы неспособны обеспечить режим готовности, не ограничивая работу других структурных единиц больниц и не прекращая предоставление обычных услуг". В планах создание больницы модульного типа на 180 коек, которую можно было бы использовать в чрезвычайной ситуации, к примеру, в период эпидемии.
"Ямочный ремонт" не пройдет
Ассоциация крупных больниц хочет укрепить отрасль здравоохранения с помощью интегрированного, всеобъемлющего подхода, объяснил Аболс. Сейчас подход к лечению фрагментарный: пациент попадает к одному врачу, потом к другому, в одну больницу, в другую – и везде его лечат по-разному, иногда даже не отслеживая, как его лечили раньше. В будущем больницы хотят создавать единый план ухода за пациентом вне зависимости от того, в какое медучреждение он попал. Кроме того, в интересах пациента и повышения квалификации медиков создание и отслеживание единого пути пациента с помощью информационных технологий, чтобы на всех уровнях был доступ к единым сведениям о его лечении.
Рижская Восточная клиника, больница имени Страдыня и Детская клиническая больница планируют выработать индивидуализированный подход к лечению: для каждого пациента будет создаваться индивидуальный план, охватывающий все процессы лечения, с учетом состояния здоровья, возможных рисков и потребностей конкретного человека.
Новый подход означает мультидисциплинарное и межведомственное сотрудничество, которое возможно при использовании цифровых технологий для оперативного обмена информацией и организации консилиумов, в том числе с привлечением пациента. Кардиохирург больницы Страдыня Петерис Страдиньш признал, что дистанционный подход и в медицине стал совершенно необходимым, причем эту систему "мы не можем поддерживать, как латвийские дороги, накладывая заплатку за заплаткой". Здесь необходимы серьезные реформы.
В здравоохранении также обсуждают модель "одного окна", когда пациенты с хроническими и тяжелыми заболеваниями получают консультации различных специалистов и проходят обследования в рамках одного визита, что за короткое время позволяет увидеть общую картину состояния здоровья. Больницы будут работать над тем, чтобы по возможности больше вовлекать пациентов в принятие решений.
Главы больниц подчеркнули, что в некоторых случаях коронавирус не только выявил разные проблемы, но и позволил быстрее решить какие-то вопросы. К примеру, до этого годами не решался вопрос удаленных консультаций медиков и их оплаты, а в период пандемии эту проблему решили за несколько недель. Быстрее продвигались вопросы финансирования некоторых инфраструктурных проектов. Правда, до сих пор не решен вопрос зарплат медиков и выполнения обещаний политиков.
Вместо зарплат и пенсий - памятники? Ушаков раскритиковал огромную статую врача в Риге>>