РИГА, 4 сен — Sputnik. Власти Латвии, Литвы и Эстонии первыми в Евросоюзе объявили санкции против Александра Лукашенко и других высокопоставленных чиновников страны, пишет Константин Севастьянов на сайте РИА Новости.
В Минске пообещали принять "адекватные меры". И это не пустые слова: экономика Латвии и особенно Литвы сильно зависит от белорусского транзита.
Выход к морю
Стратегический изъян географического положения Беларуси — отсутствие выхода к морю. Транспортировать товары приходится через соседей. Так, в прошлом году порт Клайпеды обслужил 14,1 миллиона тонн белорусских грузов — это треть общего грузопотока. В частности, через Клайпеду прошли 9,8 миллиона тонн удобрений "Беларуськалия".
Однако Литва не признала результаты президентских выборов 9 августа, ввела санкции против Лукашенко и приютила лидера белорусской оппозиции Светлану Тихановскую. В ответ Лукашенко пообещал отказаться от использования литовских портов.
Перенос белорусского транзита из стран Балтии в Россию обсуждали и раньше. Так, в 2012 году на встрече с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко Лукашенко отметил, что этот регион располагает мощнейшим транспортно-логистическим потенциалом — четыре морских порта.
"Мы принципиально приняли решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты. Нам надо серьезно проработать эту тематику", — сказал президент Беларуси.
Однако вскоре политическая конъюнктура поменялась, и проект перевода белорусского транзита из Балтии в Россию стал неактуален. Сейчас пришло время стряхнуть пыль с давнего плана.
Литва потеряет
Клайпедский порт считается наиболее динамично развивающимся в Балтии и обеспечивает работой каждого третьего жителя города. Поэтому местных политиков такие новости тревожат.
"Если Беларусь в самом деле прекратит транзит через Клайпеду, то в Литве пострадает не одно предприятие. Наш порт, Литовские железные дороги столкнутся с огромным экономическим кризисом, после чего начнется волна увольнений. Государственный бюджет недополучит как минимум 30% налогов от грузопотоков. Например, для литовской железной дороги белорусские калийные удобрения — это сегодня основной груз", — подчеркивает бывший депутат горсобрания Клайпеды Вячеслав Титов.
До 2006 года Беларусь пользовалась Вентспилсским и Рижским портами, но в Минске сочли, что путь через Клайпеду удобнее и дешевле. Клайпедский порт быстро переориентировался под белорусские грузы и инвестировал в инфраструктуру: расширил береговую линию, углубил каналы, построил терминал. Сложилось взаимовыгодное сотрудничество.
"Лишившись белорусских грузов, Литва, безусловно, понесет убытки, и ударит это не только по Клайпеде. Литовские железные дороги, перевозчики, экспедиторы, судовые агенты, ремонтники, поставщики судового инвентаря, сектор автомобильного транспорта, строительные компании по поставке терминального оборудования — все получают доход от белорусских грузовых перевозок", — рассказывает депутат горсовета Вильнюса Ромуальда Пошевецкая.
Латвия не приобретет
В Латвии, в свою очередь, до последнего времени планировали переманить хотя бы часть белорусского транзита. Еще недавно Лукашенко ждали в Риге — визит наметили на весну, но из-за пандемии коронавируса перенесли на сентябрь. В июле в Латвии побывал министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей, который в разговорах с местными должностными лицами всячески выражал заинтересованность в развитии сотрудничества с ЕС в целом и Латвией в частности — особенно в транспортной сфере, логистике, транзите, сельском хозяйстве и высоких технологиях.
Официальная Рига тянула с однозначным осуждением действий Лукашенко и после выборов. Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс даже высказался в том духе, что санкции против Беларуси нежелательны, так как это лишь еще сильнее привяжет Минск к Москве.
Но в итоге уклониться от участия в общем негодовании латвийцам не удалось. Ринкевичс заявил, что визит Лукашенко в Ригу "ввиду последних событий невозможен и снят с повестки дня".
Выиграет Россия
"Переориентация не заставит себя долго ждать, особенно в сторону России, где таможенные процедуры не нужны", — предупредил литовский министр экономики и инноваций Римантас Синкявичюс.
Действительно, это компенсирует то, что путь через российские порты Санкт-Петербурга и Ленинградской области на 100—200 километров дольше. Собственно, сама по себе перевозка — меньшая часть затрат: важнее портовые, транзитные, инвестиционные сборы, стоимость оформления грузов, таможенные пошлины.
К слову, еще в 2017 году президент России Владимир Путин поставил задачу договориться с Минском о транспортировке белорусских нефтепродуктов, полученных из российской нефти, через российские порты и железные дороги.
Теперь этот план может стать реальностью.