РИГА, 28 июл — Sputnik. В связи с пандемией COVID-19 65% жителей Эстонии сократили свои повседневные расходы – это самый высокий показатель в Европе, показало исследование компании Intrum.
Расходы также сократили жители Франции (47% респондентов) и Ирландии (46%). Показатель выше среднего по Европе (36%) также был у Латвии (42%) и Литвы (38%). Меньше всего пандемия повлияла на потребительские привычки в Венгрии (21%), а также в Австрии, Дании и Германии (23%).
"С учетом того, что подавляющее большинство респондентов в Эстонии (79%) недовольны собственными способностями ежемесячно откладывать деньги, а 32% вообще не откладывают деньги каждый месяц, можно понять, почему в связи с COVID-19 пришлось урезать расходы. Теперь настал хороший момент пересмотреть свои потребительские привычки и, если доходы позволяют, расплатиться с долгами, чтобы восстановить контроль над своими финансовыми делами", - сказала Илва Валейка, исполнительный директор Intrum в странах Балтии.
С началом пандемии две трети жителей стран Балтии стали покупать только предметы первой необходимости. В Эстонии такой подход более распространен среди женщин (73%), мужчины следуют ему реже (53%). В Латвии доля ограничивающих покупки женщин составляет 69%, а мужчин - 55%. При этом в Литве таких гендерных различий не отмечено.
В Эстонии люди, относящиеся к возрастной группе 22–37 лет, наиболее избирательны при совершении покупок – 67% респондентов тщательно думают о своих покупках. Однако в самой молодой возрастной группе Эстонии и Литвы (18–21) всего половина респондентов покупают только предметы первой необходимости. Иная картина складывается в Латвии - 75% представителей младшей возрастной группы покупают только то, что им нужно.
"Согласно опросу, молодые люди в Эстонии и Литве меньше беспокоятся о своих потребительских привычках. Поскольку многие из них зависят от дохода родителей, они могут не сразу осознать последствия более низкого родительского дохода или даже временной безработицы. Это окажет еще большее давление на семейные финансы, и сейчас важно обсудить ситуацию между собой, тем более что не исключена вторая волна COVID-19", - добавила Илва Валейка.
Тем не менее, потребительские привычки в Эстонии быстро восстановились: по данным Департамента статистики Эстонии, оборот розничной торговли в мае был почти таким же, как в мае 2019 года, сократившись в годовом исчислении лишь на один процент. Рост произошел в основном за счет товаров для дома, бытовой техники, оборудования и строительных материалов, а также таких групп товаров, как компьютеры и их аксессуары, книги, спортивные товары, игры, игрушки, цветы, растения и т. д. В то же время, например, выручка от продаж в магазинах текстиля, одежды и обуви в мае снизилась на 22%.