Конец эпохи: краткая история Дома печати

© Sputnik / Ю. Житлухин / Перейти в фотобанкДом печати в Риге, 1984 год.
Дом печати в Риге, 1984 год. - Sputnik Латвия
Подписаться
Какие решения при строительстве Дома печати были инновационными для своего времени, почему его стали называть "Домом печали" и как здание приходило в запустение, читайте в обзоре Sputnik Латвия

РИГА, 17 июл — Sputnik, Михаил Губин. В конце июля начнется масштабная реконструкция квартала Дома печати в Риге. Здание типографии снесут, а основной корпус серьезно перестроят.

Sputnik Латвия решил напомнить историю Дома печати.

Светлое будущее

О проекте Дома печати в Риге стало известно в конце 1964 года. Именно тогда городская вечерняя газета "Ригас Балсс" ("Голос Риги") живописала, как будет удобно рабочим корреспондентам сообщать о трудовой победе своего коллектива. Не нужно разыскивать адреса редакций, а можно будет сразу ехать в Дом печати.

Там, в отделе по приему информации нужно только сообщить, в какой газете он хочет публиковаться – и через несколько минут скоростной лифт доставит его текст в редакцию. И уже на следующий день заметка выйдет в газете. Удобно, хотя и неправдоподобно. "А где же находится этот дом?" – спрашивала газета.

"Он будет построен на левом берегу Даугавы, на острове Кипсала. А пока перед нами только макет этого интересного сооружения.

Дом печати представляет комплекс, который состоит из двух огромных зданий для типографии и всех редакций. На первый взгляд может показаться, что они сделаны только из стекла, так как бетона в их фасадах значительно меньше. Представляете, сколько будет света, солнца во всех помещениях!

Здание типографии занимает площадь в полгектара. Здесь разместятся мощные цехи: ротационный, наборный, стереотипный, цинкография, а также ряд подсобных ремонтно-механический, столярный и другие, оборудованные современными высокопроизводительными машинами и станками.

На первом этаже благоустроенные бытовые помещения для рабочих и инженерно-технических работников типографии, экспедиция, склад бумаги и другие службы. Ежедневно экспедиция будет рассылать 1 136 000 экземпляров различных газет. Здание редакций поднимется во весь свой 12-этажный рост".

Весьма завлекательно газета расписывала внутреннее устройство Дома печати: "В нем разместятся и бюро по приему информации для всех редакций, и конференц-зал, и столовая с кухней. К услугам работников редакций скоростные лифты, звуковая и световая сигнализация, электропочта, с помощью которой рукописи попадают в типографию".

© Sputnik / Всеволод Тарасевич / Перейти в фотобанкЗдание Дома печати, в котором размещается редакция газеты "Циня". Латвийская ССР, 1984 год.
Конец эпохи: краткая история Дома печати - Sputnik Латвия
Здание Дома печати, в котором размещается редакция газеты "Циня". Латвийская ССР, 1984 год.

И все это позволит целесообразнее использовать технику, снизить эксплуатационные расходы, сократить штаты.

"Здание дополнит силуэт Риги и гармонически вольется в архитектурный ансамбль центра города. Сейчас над созданием проекта Дома печати работают коллективы института "Латгипрогорстрой" и двух проектных организаций Москвы", - писало издание.

Действительно, в то время редакции газет и журналов были разбросаны по всему городу, многие находились вдали от своих типографий. Кроме того, объединение редакций под одной крышей облегчало жизнь пресловутому Главному управлению по охране государственных тайн в печати (Главлиту) – цензурному ведомству.

В первоначальном проекте у Дома печати было 12 этажей. Однако, когда летом 1970 года, замдиректора газетного-журнального издательства при ЦК КП Латвии Абрам Клюмель сообщил в интервью, что строительство начнется в 1971 году, то сказал: "В 22-этажном здании разместятся не только издательство и редакции газет и журналов, входящие в его систему, но и Латвийское Телеграфное Агентство и другие организации, связанные с изданием газет и журналов.

Улица Алдару и Шведские ворота в Старой Риге. Открытка (сверху) и современная фотография - Sputnik Латвия
Фото
Рига, которую мы потеряли: старые открытки и современность

Будет сделано все для максимальных удобств работников печати. В просторных, светлых цехах оборудуют отличную вентиляцию, а на отдельных участках и кондиционирование. А чтобы провода связи, вентиляционные трубы, водопровод и электрические коммуникации не портили внутреннего вида помещений, все эти проводки поместят под двойные потолки. Великолепное боковое и верхнее естественное освещение создаст благоприятные условия для работы…"

Не менее радужными рисовались и технические перспективы: "Для печатания газет в технике высокой печати Рыбинский завод полиграфического машиностроения поставит нам высокопроизводительные печатные агрегаты. За час они дают около полумиллиона экземпляров газет.

Много машин нам поставляют социалистические страны. В технике офсета мы будем печатать газеты двухцветными на двухцветных круглых роликовых ротациях производства ГДР, а снимки в журналах будем репродуцировать фотоаппаратами чехословацкого производства.

Некоторые машины получим из капиталистических стран. В Англии изготовят для нас электронные фотонаборные машины, которые по командам перфоленты набирают текст со скоростью, вдесятеро превышающей скорость фотонаборных линотипов. ФРГ поставит нам электронную установку для репродуцирования цветных оригиналов и цветоделения, скоростные фотоаппараты с автоматическими машинами для проявления и сушки".

Согласно постановлению ЦК Компартии Латвии, строительство Дома печати и типографии должно было быть закончено в 1975 году. Но этого не случилось, хотя работы начались даже раньше срока – 3 ноября 1970 года. Ни о каких заложенных в фундамент капсулах с посланиям будущим поколениям не сообщалось.

Ударная стройка

Строительство столкнулось с трудностями. О них Елена Агеевна Пожарская, начальник СУ-55 треста "Ригапромстрой" рассказывала будущему писателю Владлену Дозорцеву, тогда журналисту: "Забиты сваи, срублены верха, сделаны ростверки. И вдруг проектировщики нашли, что фундамент нужно углубить на 3 метра. Сейчас на этот участок не подойдешь никакой техникой, и строители вынуждены откапывать фундамент вручную".

Из того же репортажа в "Ригас Балсс" можно узнать, что план по забивке свай не выполняется, а свай, между прочим, - 4190! Потребовалось дополнительное бурение, устройство каркасов, а людей не хватает. Проектировщики постоянно меняют чертежи, причем с опозданием. До сих пор нет полной документации по подземному хозяйству.

Но заканчивался репортаж оптимистически: "Пройдет время, этажи оторвутся от земли, пойдут вверх, разворачиваясь и наполняясь ветром. И тогда высотная коробка Дома печати будет видеться с пролетающего самолета исполинским голубым парусом над кораблем острова".

Тринадцатого августа 1973 года началось бетонирование железобетонного монолитного ядра редакционного корпуса. В мае 1974-го строители специализированного монтажного управления треста "Промтехмонтаж" под руководством бригадира кавалера ордена Трудового Красного Знамени Яна Болеславовича Ранцанса приступили к монтажу каркаса одиннадцатого этажа. Обещали по три этажа в месяц. К концу 1975 года в здании высотой 76,8 метров шли последние внутренние отделочные работы и монтаж полиграфического оборудования из ГДР.

Пресс-конференция мэра Вентспилса Айварса Лембергса - Sputnik Латвия
Спрудс рассказал, почему Латвия все еще живет в Советском Союзе

В мае 1978 года сообщалось, что в Доме печати будет пневматическое почтовое оборудование, такое же установлено в Государственной библиотеке имени Ленина в Москве. А произведено в Риге, на экспериментальном заводе Центрального проектно-конструкторского бюро механизации и автоматизации. То есть по специальной трубе можно будет отправить полосы будущей газеты из редакции прямо в типографию.

В сентябре здание было принято в эксплуатацию. И, наконец, в октябре 1978 года в Дом печати начали переселяться журналисты. 4 октября первой, конечно, переселилась редакция газеты Cīņa ("Борьба") - органа ЦК КПЛ. Ранее она 34 года располагалась на улице Блауманя. Газета заняла четвертый и пятый этажи.

Всего к концу года в Доме печати разместились редакции 39 газет и журналов. Были две этажа и для Главлита, а из специального помещения всех журналистов прослушивали. Во всяком случае, так уверяли сами журналисты.

Передел собственности

Со временем в здании появились новые редакции, украсившие фасад своими логотипами. С 1988-го года в Доме печати издавалась знаменитая "Атмода" – газета Народного фронта Латвии.

И это притом, что и здание, и типография, принадлежали издательству ЦК Компартии Латвии. Поэтому неудивительно, что 30 мая 1990 года народофронтовский Верховный Совет объявил незаконным передачу газетно-журнального издательства Латвийской ССР в руки ЦК КПЛ в 1965-67 годах. Совету министров было поручено перенять Дом печати в свое ведение. Директор издательства Казимир Дундурс перешел на сторону победившего народа.

Митинг Интерфонта, 1990 - Sputnik Латвия
Тайны Интерфронта: краткая история страшной организации

Ситуация резко обострилась 2 января 1991 года. Утром Рижский ОМОН установил над Домом печати контроль. Как объяснялось, это было сделано для сохранения партийной собственности, согласно советским законам. Все подъезды были перекрыты машинами, ужесточен пропускной режим. Да так, что в здание не пустили заместителя председателя Верховного Совета Дайниса Иванса и первого заместителя председателя Совета министров Республики Илмарса Бишерса. Сообщалось, что им угрожали автоматическим оружием.

Директор Дома печати Казимир Дундурс сообщил, что его силой привезли на работу и потребовали сдать дела Аркадию Врублевскому, назначенному ЦК КПЛ. Дундурс отказался, сбежал и несколько суток скрывался в здании Совета министров.

В тот же день Верховный Совет Латвии сообщил, что Латвийское газетно-журнальное издательство захвачено войсками СССР. (Осенью 1990 года рижский ОМОН перешел из подчинения МВД Латвийской ССР в МВД СССР). Что прервано издание газет Латвии и СССР, возникла угроза жизни и здоровью работников Дома печати. Им из государственных средств будет выплачена компенсация.

Совет министров издал распоряжение изъять круглую печать и чековую книжку газетного и журнального издательства Латвии и передать их на хранение администрации правительства Латвийской Республики, а Банку социального развития Латвии прекратить расчетные операции и заморозить расчетный счет газетного и журнального издательства Латвии.

Модрис Луянс - Sputnik Латвия
Время баррикад в Латвии: массовая истерия 1991 года и большой фетиш 2019-го

Третьего января 1991 года председатель Совета министров ЛР Иварс Годманис принял участие в очередном заседании Совета Федерации СССР, после чего встретился с президентом СССР Михаилом Горбачевым и рассказал о захвате рижским ОМОНом Дома печати в Риге. Горбачев сообщил, что ему об этом ничего не было известно. А министр внутренних дел СССР Борис Пуго считал, что вопрос надо передать в Госарбитраж СССР.

У здания Дома печати состоялся митинг протеста, почти все издания решили уйти, в том числе и из типографии. На крыше здания был установлен флаг СССР. Остались газеты "Советская Латвия", "Циня", "Новости Риги", журналы "Горизонт" и "Коммунист Советской Латвии". Есть версия, что именно тогда Дом печати стали называть "Дом печали", в латышском варианте "Depreses nams". А вовсе не потому, что с него прыгали самоубийцы.

Двадцать второго января 1991 года омоновцы покинули Дом печати, но возвращение редакций произошло только после поражения путча ГКЧП в августа. 24 августа в 13.10 заместитель директора издательства ЦК КПЛ Серафим Ефимов с помощью репортера Diena снял флаг СССР с крыши.

Гонки и крачки

В июне 1998 года Дом печати был куплен акционерным обществом Ventspils nafta за 5 050 000 латов.

Девяностые годы ознаменовались расцветом латвийской печати, в том числе и на русском языке. Русских изданий в Риге выходило больше, чем, например, в Киеве. В Доме печати в разное время находились редакции газет "Бизнес&Балтия", "Балтийская газета" "СМ-реклама", "Суббота", "Панорама Латвии", "Русский путь", "Час", "CМ-сегодня" и просто "СМ". Эта газета 6 ноября 1998 года организовала у Дома печати торговлю товарами за советские рубли и вырезанные из газеты талоны. Начались массовые беспорядки, порядок наводила полиция.

Русскоязычные СМИ Латвии - Sputnik Латвия
Русская пресса Латвии: начало и конец

Самоубийцы продолжали использовать самое высокое здание города в своих целях. 8 сентября 1999 года с 18-го этажа Дома печати выбросилась Даце А., 1967 года рождения. Как рассказали работники газеты "Панорама Латвии", женщина вышла из лифта на 18-м этаже и, не заходя ни в один из кабинетов, прямиком направилась на балкон и прыгнула с него. В Доме печати она не работала. В ее паспорте была обнаружена предсмертная записка – "Прошу похоронить меня вместе с моей детской игрушкой - белым котенком".

Последний случай самоубийства был зафиксирован 10 апреля 2004 года. Женщина выпрыгнула с 19-го этажа.

Одиннадцатого апреля 2003 году велосипедист Кристапс Скудра установил рекорд. По лестнице Дома печати он на велосипеде забрался на крышу, преодолев по одной версии 510, а по другой – 512 ступенек. Затратил Скудра на это 13 минут 15 секунд.

В том же году возникла проблема крачек. Крачки или морские ласточки — птицы из семейства чайковых. Они устроили колонию на крыше типографии. Оказалось, что из семи видов птиц, что гнездились на этой крыше, четыре в списке особо охраняемых. Эта самая большая колония крачек в Европе. Тем не менее, они нанесли крыше ущерб в 60 тысяч латов. Департамент окружающей среды Рижской думы был готов финансировать закупку экологически чистых кровельных материалов. Но самое главное – на крыше должны быть камешки, утверждали орнитологи.

Конечно, не птицы тому виной, что с конца девяностых и в двухтысячных начался обратный процесс – редакции стали покидать "Дом печати". Среди причин – и модная в те годы концепция открытого офиса, которой советский офис с его двухместными кабинетиками не соответствовал. Хотя сейчас, в условиях коронавируса, это, наоборот, ценилось бы.

После прессы

К осени 2006 года Дом опустел совсем. Выехал последний арендатор – компания Mediju nams. Тем не менее, многие газеты и журналы продолжали печататься в типографии Дома печати. Однако это приносило убытки владельцу - Ventspils nafta. В 2008 году убытки типографии составили 3,2 миллиона латов.

Ventspils nafta начал искать покупателя и нашел его в лице Латвийского морского пароходства. А работа типографии была прекращена в декабре 2009 года. К тому времени убытки составляли 7,5 миллионов латов.

© Sputnik / Sergey MelkonovРижский Дом печати перед реконструкцией
Конец эпохи: краткая история Дома печати - Sputnik Латвия
Рижский Дом печати перед реконструкцией

В 2006 году возник план сноса Дома печати и постройки на его месте четырех небоскребов – в 40, 37, 35 и 32 этажа. Эта должна быть первая снесенная высотка в Риге. Но ее не снесли, а задрапировали большой рекламой фирмы Electrolux, из-за чего рижане прозвали здание самым большим холодильником в мире.

В январе 2012 года в бывшем газетном цехе Дома печати открылась картинговая трасса протяженностью 153 метра. Десять минут – 8 латов.

© Sputnik / Sergey MelkonovВид из Дома печати.
Конец эпохи: краткая история Дома печати - Sputnik Латвия
Вид из Дома печати.

Двадцать шестого декабря 2014 года ночью человек в костюме Элвиса Пресли с парашютом спрыгнул с крыши бывшего Дома печати. О чем стало известно из соответствующего видеоролика, распространенного в интернете. Участники и организаторы перфоманса сообщили, что таким образом хотели порадовать жителей Латвии и пожелать им хорошего настроения в преддверии Нового Года. Полиция начала административное дело.

Здание стояло заброшенное, с заколоченным главным входом. И вот в июне 2017 года Дом печати за 16,8 миллионов евро купило ООО "PN Project", которым управляет литовская компания недвижимости и частного капитала Lords LB Asset Management.

© Sputnik / Sergey MelkonovРижский Дом печати перед реконструкцией
Конец эпохи: краткая история Дома печати - Sputnik Латвия
Рижский Дом печати перед реконструкцией

Некоторое время литовцы думали, что делать с советским небоскребом. В 2018 году сообщалось, что на его территории построят футбольное поле. Пока не объявили, что там в сентябре 2022 года откроется первая в Латвии гостиница сети Holiday Inn. В гостинице будет 280 номеров, ресторан, конференц-зал на 400 мест, комнаты для совещаний, автостоянка и фитнес-центр.

Разрешение на демонтаж здания было выдано в январе этого года.

Можно сказать, что на этом история Дома печати заканчивается. Он, конечно, останется в памяти множества людей, кто там работал. И лифты Карачаровского завода, и кафе "Зебра", и линотипы, и светящиеся монтажные столы в типографии, и ночные дежурства, и запах свежего газетного номера. И множество другого – у каждого свое, и у всех – общее. Чего больше уже не будет никогда.

© Sputnik / Sergey MelkonovЭкскурсия по рижскому Дому печати перед реконструкцией
Экскурсия по рижскому Дому печати перед реконструкцией - Sputnik Латвия
1/5
Экскурсия по рижскому Дому печати перед реконструкцией
© Sputnik / Sergey MelkonovРижский Дом печати перед реконструкцией
Рижский Дом печати перед реконструкцией - Sputnik Латвия
2/5
Рижский Дом печати перед реконструкцией
© Sputnik / Sergey MelkonovРижский Дом печати перед реконструкцией
Рижский Дом печати перед реконструкцией - Sputnik Латвия
3/5
Рижский Дом печати перед реконструкцией
© Sputnik / Sergey MelkonovРижский Дом печати перед реконструкцией
Рижский Дом печати перед реконструкцией - Sputnik Латвия
4/5
Рижский Дом печати перед реконструкцией
© Sputnik / Sergey MelkonovРижский Дом печати перед реконструкцией
Рижский Дом печати перед реконструкцией - Sputnik Латвия
5/5
Рижский Дом печати перед реконструкцией
1/5
Экскурсия по рижскому Дому печати перед реконструкцией
2/5
Рижский Дом печати перед реконструкцией
3/5
Рижский Дом печати перед реконструкцией
4/5
Рижский Дом печати перед реконструкцией
5/5
Рижский Дом печати перед реконструкцией
Лента новостей
0