Виктор Арайс — создатель и руководитель отряда вспомогательной полиции, вошедшего в историю под названием "команда Арайса". В годы немецкой оккупации командой Арайса на территории Латвии были убиты десятки тысяч людей: евреев, цыган, местных коммунистов, советских военнопленных, пациентов психиатрических клиник.
Отряд отметился также в Беларуси, где участвовал в карательных операциях против партизан и мирных жителей.
После войны Арайс скрывался в Западной Германии, взяв фамилию жены. В 1975 году был арестован немецкой полицией и спустя четыре года приговорен судом ФРГ к пожизненному заключению. В 1988 году Арайс умер в тюрьме города Касселя.
Образованные убийцы
Что приятно удивило при чтении книги: нет ни малейшей попытки обелить Арайса и его команду карателей, найти какие-то смягчающие вину обстоятельства — типа "советской оккупации".
Да, автор указывает на предвоенные репрессии, в частности депортацию, как на одну из причин, способствовавших участию латышей в истреблении евреев. Но именно — как на "одну из", увязывая ее с целым комплексом других причин.
Более того, факты, приведенные автором, и выстроенные им логические цепочки побуждают задуматься: а так ли уж повлияла депортация 1941 года на тот совершенно запредельный энтузиазм, с которым многие латыши ринулись грабить и уничтожать своих еврейских соседей?
Депортация произошла за неделю до немецкого вторжения. И сразу же, с первых дней войны, в Латвии находятся молодые, образованные люди (первоначальный костяк команды Арайса составили младшие офицеры, студенты, недавние выпускники университета), которые уверены, что в несчастьях латышского народа виноваты евреи. Причем — все евреи, в том числе вполне себе буржуазные и религиозные, никак не сотрудничавшие с советской властью.
К такому выводу о коллективной еврейской вине нельзя прийти внезапно, за неделю-полторы. Нет, это означает, что задолго до депортации, до пакта Молотова-Риббентропа и до вступления Латвии в СССР часть латышской молодежи исповедовала нацистскую идеологию. Искренне верила в "жидо-большевистский" заговор и мечтала когда-нибудь, при более подходящих условиях, зачистить Латвию от внутреннего врага. Немецкая оккупация создала такие условия.
Принуждение к убийствам — миф
Автор книги разделяет общий тезис латышских историков о "советской оккупации". Но, в отличие от историков-манипуляторов типа Шноре, Плявниекс не преувеличивает значение факта вхождения Латвии в СССР.
Желание "отомстить Советам" у части тех, кто добровольно записался в палачи, разумеется, присутствовало. Но больше служило такой, что ли, психотерапией, чем реальной причиной зверств. Мол, "убивать женщин и детей нехорошо, но я это делаю, потому что большевики сослали в Сибирь моих родственников, око за око". Кроме того, мотив мщения коммунистам был дежурной "отмазкой" для тех, кто попал в плен к англичанам или американцам.
Кстати, о добровольности. Впоследствии на допросах многие "арайсовцы" утверждали, что немцы их насильно мобилизовали и что за отказ от участия в массовых казнях им грозил расстрел.
Автор развенчивает этот миф. Была принудительная мобилизация в легион СС, но это случилось позже. А полицейские батальоны, созданные в 1941-1942 гг., формировались из добровольцев. И из палаческой команды можно было уйти, не опасаясь, что тебя за это расстреляют. Автор приводит такие примеры.
Советские доказательства надежны
Западногерманский суд вынес суровый приговор Виктору Арайсу, основываясь в значительной степени на доказательствах, собранных советскими правоохранительными органами.
Еще в 1940-1950-х гг., что называется, по горячим следам, советские следователи, оперативники, криминалисты собрали большой массив информации о преступной деятельности команды Арайса. Документы, позволяющие установить персональную ответственность подсудимого, были официально переданы властям ФРГ.
В среде латышской эмиграции это вызвало бурную реакцию: как можно доверять расследованию, проведенному в тоталитарном СССР?! Наверняка чекисты в своих мрачных подвалах пытками выбивали показания из арестованных! Чтобы очернить латышскую нацию в глазах Запада.
Такое мнение бытует и по сей день. Не конкретно в отношении Арайса, а в целом: многие латыши уверены, что в СССР просто сочинили большую часть преступлений, совершенных латышскими пособниками нацистов во время войны.
Отдадим должное Ричарду Плявниексу, в своей книге он неоднократно и в категоричной форме настаивает на том, что факты, собранные советскими правоохранительными органами, соответствуют истине.
Автор пишет, что на пропагандистском уровне, конечно, были существенные искажения реальности. Но чаще — не в сторону преувеличения вины латышей, а как раз наоборот — в сторону замалчивания. Советское руководство боялось обострения отношений между народами СССР. Поэтому в публичном пространстве нельзя было писать "латыши убивали евреев", вместо этого писали: "антисоветски настроенные прислужники гитлеровцев убивали мирных советских граждан".
Но это — пропаганда, у нее свои специфические цели. А перед следователями ставили иную задачу — скрупулезно добывать факты, чтобы прояснить общую картину и установить персональную ответственность каждого обвиняемого.
В этом смысле работа историка похожа на работу следователя. Книга Ричарда Плявниекса написана в сухой, академичной манере, поэтому она вряд ли станет поп-бестселлером. Но студентам исторических факультетов ее точно стоило бы прочесть. Хотя бы для того, чтобы поучиться методике: как, анализируя прошлое, отделять, "отслаивать" эмоции и пропаганду от реальных фактов.