Экс-редактор латвийского Playboy крупно оштрафовал русское радио

© фото из архива автораВладелец группы Marika и радио PIK Юрий Журавлев
Владелец группы Marika и радио PIK Юрий Журавлев - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Обсуждение ведущими латвийского правительства и "оккупации" в шуточной форме стоило "Радио Пик" штрафа в 5000 евро

РИГА, 26 июн — Sputnik, Кшиштоф Волынски. Штраф в размере 5500 евро в отношении вещающего преимущественно на русском языке "Радио Пик" наложен председателем Национального совета по электронным СМИ (НСЭСМИ) Латвии Иварсом Аболиньшем за нарушения в прямом эфире в день памяти латвийских легионеров СС 16 марта.

Заседание совета по рассмотрению нарушений в эфире "Радио Пик", о которых в НСЭСМИ сообщили бдительные радиослушатели 16 марта, прошло сегодня в режиме онлайн. Как сообщил Sputnik основатель и владелец одной из старейших в Латвии радиостанций "Радио Пик", которое принадлежит юрлицу Pikal un Partner (разрешение на вещание №AA-055/1), Юрий Журавлев, этот случай является очередным примером давления государства на свободу слова в Латвии.

Реалии национального "Плейбоя"

В сегодняшнем заседании участвовали заместитель председателя НСЭСМИ Аурелия Иева Друвиете и члены совета Патрик Грива, Иева Калдерауска и Янис Эглитис. Руководил заседанием Иварс Аболтиньш, занимавший в 2013-2015 гг. кресло главного редактора журнала Playboy, выходящего на латышском языке.

Член правления Национального совета по электронным СМИ (НСЭСМИ, NEPLP) Гунта Лидака - Sputnik Латвия
НСЭСМИ стал политическим инструментом: Лидака покинула пост в Совете

Этот журнал для мужчин в Латвии издается по франшизе и довольно необычен по содержанию. Эротика в латышском издании далеко не на первом месте - очень много места занимает политика. Так, в одном из номеров можно видеть в роли "плеймейт" экс-редактора газеты "Диена" и "сбитого летчика" большой местной политики Сармите Элерте, известной скандальными проблемами с различными горячительными веществами. Портрет усталого лица с набрякшими веками вместо яркой полуголой красотки на обложке и интервью, где covergirl рассказывает о борьбе с "оккупацией" на рижских баррикадах в 1991 году, – "фишка" латвийской версии журнала. Хотя может, именно благодаря этому журналист Иварс Аболиньш занимает должность главы НСЭСМИ и уделяет большое внимание цензуре.

"Мы в Латвии. Тут вам - не Россия, где оппозиционные журналисты ресурсов "Дождь" и "Эхо Москвы" позволяют себе крайне высокую свободу слова. В России надзорные органы закрывают глаза даже на фейки и очевидно антигосударственные нарративы в либеральных СМИ. Но, как известно, здесь не Россия, "шейт тир Латвия" – за радиостанциями, порталами и любыми медийными ресурсами, которые хоть немного позволяют себе критику власти, как коррупция, ведется жесткий надзор. А после пяти административных штрафов, наложенных НСЭСМИ на радиостанцию, следует отъем лицензии на вещание. Мы сталкивались с давлением на наше радио и раньше, недавно на "Радио Пик" было наложено административное наказание в размере 1500 евро за критический и резкий эфир известного публициста Эйнарса Граудиньша. Теперь нас снова признают уже по статье 201, пункт 5, виновными. Это старый метод давления, речь идет о запрете популярной русской радиостанции "Пик", - рассказал Sputnik Юрий Журавлев.

С паникерами не нужно драконовских мер

16 марта этого года он включился в прямой эфир своего радио из Марбельи в испанской провинции Аликанте, где Журавлев проводит большую часть времени. С рижской стороны в передаче участвовал Эдвинс Пуке, известный своими консервативными убеждениями рижский публицист. Как следует из протокола НСЭСМИ, в период с 12:08:13 до 12:53:50 Журавлев и Пуке "выражали свои взгляды на панику, "оккупацию" и руководство латвийского государства, которое не имеет значения для жизни людей".

В частности, 12:19 Пуке говорит, что "вчера в программе Латвийского радио они (депутаты Сейма) сказали, что на следующей неделе они больше не будут работать, потому что, по их словам, существует вирус… Напомню, что было сделано с паникерами во время Второй мировой войны - их просто повесили на стену и застрелили".

Директор фонда Историческая память Александр Дюков - Sputnik Латвия
Историки оспорили "оккупацию": за это в Латвии – уголовная статья 74 "прим"

Десять минут спустя ведущий говорит: "Провокационно спросили меня в прямом эфире, признаю ли я смех. Я говорю, что это не так важно. Главное, что я признаю, это независимость, которая у нас сейчас есть. То есть от нас сейчас ничего не зависит". Ему отвечает Юрий Журавлев: "Да, вы правы, я согласен с вами, снова нас "оккупируйте". Была ли "оккупация"? Да, это было! Пожалуйста, займите нас снова. Больше, больше, больше и как можно больше занимайте нас, как говорится, еще больше".

Также в заключении совета отмечено как нарушение высказывание Журавлева о том, что для "латвийского руководства имеют значение только деньги, все остальное не имеет значения (ведущий применил более жесткое слово "пофиг"), вот, и эти человеческие жизни".

После десоветизации: людей в Латвии испортил квартирный вопрос

Бизнесмен Журавлев, оказавшийся внезапно в роли нелояльного к государству спикера, как следует из решения НСЭСМИ, прокомментировал свои высказывания. Идущие вразрез, надо сказать, с конституционно закрепленной государственной концепцией "оккупации", отрицание или прославление которой карается по уголовной статье 74 "прим" наказанием до пять лет тюрьмы.

Латвийский предприниматель Юрий Журавлев - Sputnik Латвия
"Выпотрошенная и выброшенная" Латвия интегрируется в единую Евразию: прогноз бизнесмена

"Конечно, я против оккупации и вмешательства иностранных государства в суверенные вопросы не только Латвии, но и любой страны, как Иран, Афганистан или Украина, неважно. Рассуждая об "оккупации", я выразил сарказм, построенный на понимании того, что больше 60% жилого фонда Латвии, каскад гидроэлектростанций на Даугаве, Академию наук, заводы, телебашня и телецентр на Закюсале, мосты и порты и еще много индустриальных объектов. Это все суммарной стоимостью в современных ценах в сотни миллиардов евро, если не в триллионы, построили советские "оккупанты". Сейчас квартира в "оккупантской сталинке" и даже хрущевке в независимой Латвии продается за десятки тысяч евро, и у большинства свободных людей нет денег на такую покупку. А в Советской Латвии такие квартиры дарили бесплатно. Такая вот была "оккупация", разве не странно?" - говорит Юрий Журавлев.

Как пояснил присяжный адвокат Алвис Пилагс, SIA Pikal un Partneri не оспаривает факт, что информация об "оккупации" прозвучала в программе "Радио Пик" 16 марта 2020 года, но указывает, что упомянутая информация была представлена в шутку, а из слов в эфире не ясно, о какой стране идет речь. Что касается информации о паникерах и того факта, что в Латвии найдутся люди, которых можно было бы "повесить на стену и застрелить" из-за того, что они создают панику в обществе, а также утверждения, что латвийское руководство не заботится обо всем, кроме денег, и не считается с жизнями людей, ответчик не предоставил мнения.

НСЭСМИ ссылается на статью 26 закона об электронных СМИ, в которой указано следующее: "Программы и передачи не могут включать:

1) сцены, в которых подчеркивается насилие;

2) материалы порнографического характера;

3) подстрекательство к ненависти или дискриминации в отношении любого лица или группы лиц по признаку пола, расового или этнического происхождения, национальности, религии или убеждений, инвалидности, возраста или других обстоятельств;

4) подстрекательство к войне или провокация военного конфликта;

5) призыв к насильственному свержению государственной власти или насильственному изменению государственного устройства, разрушению территориальной целостности государства или совершению другого преступления;

6) истории, которые дискредитируют латвийскую государственность и национальные символы.

Наказание будет опротестовано в ЕСПЧ

Конечно, можно сказать, что ответчики еще легко отделались – к ним не применен пункт 4, Журавлев и Пуке все же не спровоцировали в радийном эфире третью мировую войну. С другой стороны, тут нет пункта 2 – порнографии, иначе штраф был бы больше. Как подчеркивается в решении НСЭСМИ, оба радиоведущих – участники латвийских политических партий. Так, Журавлев представляет партию Jaunā Saskaņa, а Пуке - Centra partiju. В решении указано, что вину ответчиков усугубляет тот факт, что их радиопередача являлась частью предвыборной кампании к осенним выборам в Рижское самоуправление.

"Штраф в размере 5500 евро – это неожиданно, учитывая, что наши юристы и господа Пуке и Журавлев не признают вины. Журналистам и радиоведущим запрещают шутить, вводится цензура и жестко наказывается любой сарказм и критика. Безусловно, мы не согласны с решением Аболиньша и его коллег и будем обращаться по этому делу во все инстанции, включая Европейский суд по правам человека, Европарламент. Цензура – не признак свободного общества, к тому же в решении НСЭСМИ присутствует дискриминационная составляющая в отношении именно нашего "Радио Пик", - заявил главный редактор этой радиостанции Янис Кузинс.

Лента новостей
0