Конъюнктура и пандемия внесли коррективы: какие терминалы на Балтике построят раньше всего

© Sputnik / Алексей Даничев / Перейти в фотобанкМорской порт Усть-Луга
Морской порт Усть-Луга - Sputnik Латвия
Подписаться
Эпидемия коронавируса, падение цен на газ и удобрения, снижение спроса на уголь - внесли коррективы в реализацию проектов портовой инфраструктуры на Балтике

РИГА, 5 июн – Sputnik. Из пяти проектов портовой инфраструктуры, презентованных в прошлом году на Петербургском международном экономическом форуме, на стадии строительства только один – многопрофильный терминал "Новотранса", сообщает РБК.

В рамках экономического форума 2019 года в Петербурге было анонсировано создание сразу трех терминалов, инвесторами которых выступают "Новотранс", "Приморский УПК" и "Сухогрузный перевалочный Высоцк". Также были представлены проекты новых производств (ориентированных на экспорт) на территории портов. Инвесторы этих проектов — компании "Еврохим" и "Русгаздобыча" (совместно с "Газпромом").

Ставка на универсальность

Пока к строительным работам приступил лишь один инвестор — "Новотранс". Компания строит универсальный терминал Lugaport в Усть-Луге, который будет заниматься перевалкой зерновых, пищевых, генеральных и навалочных грузов с общим объемом 24,26 миллиона тонн в год. Инвестиции в проект — 46,5 миллиарда рублей.

Вагоны компании Новотранс - Sputnik Латвия
Грузоотправители уже пообещали "Новотрансу" уйти из Прибалтики в Усть-Лугу

Компания изначально решила строить не специализированный, а универсальный терминал для перевалки грузов, чтобы уменьшить зависимость от циклических конъюнктурных колебаний цен на те или иные виды продукции.

Компания уже инвестировала в проект более шести миллиардов рублей, ведется активное строительство, сообщили в пресс-службе "Новотранса". Первую очередь планируется ввести в 2023 году, вторую и третью — в начале и конце 2024 года соответственно.

По мнению аналитиков, активная реализация проекта связана с номенклатурой его грузов. "Это диверсицифированный проект, который будет обрабатывать традиционно востребованные на внешних рынках товары: пищевые грузы, зерно. На Северо-Западе сейчас вообще не хватает мощностей по перевалке зерна, поэтому новый комплекс «Новотранса» будет загружен", — считает главред "Портньюс" Виталий Чернов.

Спад потребления угля в Европе

В прошлом году также были презентованы два проекта по перевалке угля. Компания "Сухогрузный перевалочный комплекс Высоцк" планировала построить к 2021 году терминал по перевалке 7 миллионов тонн угля. Мощности комплекса планировалось удвоить к 2023 году. Объем инвестиций в проект — 24 миллиарда руб.

Создание крупного угольного терминала мощностью в 20 миллионов тонн в год предполагает и проект Приморского УПК. Терминал должен стать частью перевалочного комплекса за 90 миллиардов рублей в порту Приморска.

По данным администрации Выборгского района, инвесторы пока не вышли на этап строительных работ, идет подготовка рабочей документации проектов и только после прохождения ее в госэкспертизе инвесторы смогут приступить непосредственно к строительству.

В пресс-службе Агентства экономического развития Ленинградской области уточнили, в свою очередь, что "проект Приморского УПК реализуется в штатном режиме". В этом году должны начаться строительные работы железнодорожной ветки и первой очереди порта. Проект "СПК Высоцка" находится на предпроектной стадии, его инвестор занимается оформлением земельных участков.

Эксперты с осторожностью оценивают перспективы обоих проектов – в Европе задан тренд на снижение потребления угля, кроме того, цены на него значительно снизились, и экспортерам сегодня выгоднее везти максимальные объемы на Восточный полигон.
"В такой ситуации строить новые угольные мощности без господдержки на Балтике сложно", — отмечает Чернов.

Удобрения

Еще один ожидаемый проект — создание второй очереди аммиачного завода компании "ЕвроХим" в Кингисеппском районе. Планируется, что завод будет производить 1,5 миллиона тонн аммиака и карбамида. Инвестиции в проект — 2,5 миллиарда долларов. Компания также планирует построить в Лужской губе терминал по перевалке удобрений.

Порт Котка в Финляндии - Sputnik Латвия
Даже если все запретят: эксперт рассказал, какой российский груз останется в Прибалтике

По данным Агентства экономического развития Ленинградской области, сейчас "ЕвроХим" — в процессе оформления земельных участков, "ведутся предпроектные работы".

По словам аналитика УК ЛМС Дмитрия Кумановского, сейчас сложилась неблагоприятная ситуация для новых проектов в сфере производства и перевалки удобрений. "Спрос на удобрения в Европе в связи с эпидемией коронавируса и сокращением доходов аграриев резко снизился. Кроме того, европейские производители предлагают азотные удобрения по более низкой цене, чем российские", — отмечает эксперт.

СПГ на Балтике

Самым дорогим из заявленных является проект по созданию газохимического комплекса в Лужской губе. Объем инвестиций в него год назад оценивался в 700—900 миллиардов рублей, сейчас — в 2,4 триллиона.

Согласно планам "Газпрома", крупнейший в России комплекс по переработке газа будет состоять из заводов по сжижению газа и газохимического предприятия. Комплекс сможет перерабатывать до 45 миллиардов кубометров жирного газа (горючий газ с содержанием тяжелых углеводородов, характерен для нефтяных и газоконденсатных месторождений – ред.) в год. Комплекс будет выдавать более 19 миллиардов кубометров сухого газа, 13 миллионов тонн СПГ (на это необходимо около 18 миллиардов кубометров газа в обычном состоянии) и более 2,2 миллиона тонн сжиженных углеводородных газов ежегодно.

Танкер-газовоз - Sputnik Латвия
"Газпром" оценил стоимость своего СПГ для Европы после реализации мегапроекта на Балтике

Выделенные из газа ценные фракции планируется использовать для производства этилена и базовых полимеров. Планируется, что газохимический комбинат в составе промышленного кластера сможет производить около 3 миллионов тонн этилена и полимеров ежегодно.

Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса запланирован на 2023 год, на полную мощность комплекс выйдет в 2024-м.
Партнером "Газпрома" при реализации проекта будет "Русгаздобыча", в апреле 2019 года они зарегистрировали совместное предприятие – "Русгазальянс".

Для реализации проекта строительства газохимического комплекса "Русгаздобыча" создала 100%-ную дочернюю компанию — "Балтийский химический комплекс" (БХК).

В настоящее время инвесторы пытаются решить вопрос финансирования проекта. В ноябре 2019 года ВЭБ выдал "Балтийскому химическому комплексу" кредит на 111 миллиардов рублей. За год госкорпорация планировала привлечь и других кредиторов. В частности, одним из вариантов финансирования газохимического комплекса в Усть-Луге может стать создание фондов коллективных инвестиций для привлечения денег граждан в проект.

По данным Агентства экономического развития Ленинградской области, по проекту ведутся предпроектные работы и оформление земельного участка.

Аналитик "Фридом Финанс" Александр Осин напоминает о некоторых рисках проекта, связанных с эпидемией COVID-19.

Продление карантина, его словам, может привести к снижению ВВП стран ЕС и РФ в 2020 году на 6—15% и сокращению потребления газа, в то время как до эпидемии аналитики прогнозировали рост спроса на 3% ежегодно. Тем не менее, даже в случае резкого уменьшения потребления энергоресурсов, у России все же есть перспективы увеличить экспорт. "Дело в том, что добыча газа в ЕС сокращается. (…) Таким образом, у "Газпрома" будет возможность увеличить экспорт СПГ с 11% в 2018 году до 16% в 2030 году как раз за счет нового проекта на Балтике", — считает Осин.

Лента новостей
0