РИГА, 1 июн — Sputnik. В Польше завершили первый этап работ по строительству канала на Балтийской (Вислинской) косе и начали строительство молов. Ход работ проконтролировал президент Анджей Дуда, который заявил, что строительство канала позволит привлечь инвестиции. Тем временем российские и польские экологи бьют тревогу: строительство канала может навредить местной флоре и фауне.
Строители на Балтийской косе закончили земляные работы, сделали пирс для стоянки судов, сообщает Business Insider со ссылкой на заявление министра экономики морского и внутреннего водного транспорта республики Марока Грубарчыка, Началось строительство северного, западного (900 метров) и восточного (500 метров) молов, а также опор двух мостов. Чиновник добавил, что на строительстве канала трудятся более 50 компаний, а все работы идут в соответствии с графиком, без задержек.
По данным журнала "Речь Посполитая", ход работ проконтролировал президент Польши Анджей Дуда, который недавно побывал на Балтийской косе.
"Судоходный канал на Балтийской косе поможет нам укрепить суверенитет государства, независимости и свободы в целом", - заявил Дуда. По его словам, он мечтает о наступлении тех времен, когда стране больше не придется просить у России каких-либо разрешений на проход кораблей через воды Балтийского пролива.
"Польше просто необходимо иметь в наличии свой пролив – для того, чтобы инвесторы могли быть уверены в суверенитете были уверены нашей страны и не боялись вкладывать деньги. Всем известно, что крупные инвестиции являются маховиком экономики, и именно из-за этого мы обязаны и дальше продолжать строительство", - сказал он.
Однако и в Польше, и в РФ многие выступают против строительства канала. По словам доцента Института природопользования территориального развития и градостроительства БФУ имени Иммануила Канта в Калининграде, кандидата географических наук Олега Басса, экологический ущерб от этого проекта – несомненный.
"Такие случаи в истории были, например, когда сток реки Вислы попадал в Вислинский залив, а с середины 19-го века рукава стали отсекать шлюзами, снизился пресный сток воды в залив, вся пресноводная фауна либо погибла, либо была в угнетенном состоянии. Сейчас возможен тот же самый вариант", - сказал Басс РИА Новости.
Он подчеркнул, что польские власти не обращают внимание на экологическую безопасность. "Залив и коса — это особо охраняемая территория. Первоначально поляки хотели сделать этот проект за европейские деньги, ЕС не дал на это средств. Поляки все равно его строят. Сама задача, под которую делается этот проект, она ни экономически, ни даже политически не имеет никакого смысла. Потому что порт Эльблонг - достаточно малый порт с малыми возможностями", - добавил Басс.
В середине мая сообщалось, что польская экологическая ассоциация Eko-Unia совместно с Greenpeace Polska подали жалобу в Еврокомиссию на раскопки Балтийской косы. Эксперты утверждают, что окончательного экологического соглашения в связи со строительством канала между властями Польши и Европейской комиссии не существует. Тем временем тяжелая техника на косе уже работает, что, по мнению авторов жалобы, незаконно.
Ранее со ссылкой на экологическую инициативу "Лагерь для балтийской косы" сообщалось, что в середине февраля польские общественные активисты устроили на месте строительства канала через Балтийскую косу "голый протест". Пара активистов в рамках акции "Любовь и коса без перерыва" легла голой в постель, поставленную на территории планового перекопа Балтийской косы. Общественники отмечали, что вопреки воле жителей и рекомендациям ЕК и без экологического решения власти "разрушают уникальную территорию природы и растрачивают огромные деньги". Акция относила к действиям Джона Леннона и Йоко Оно, которые в 1969 году провели в постели семь дней в пользу мира.
Проект перекопа
Балтийская (Вислинская) коса — узкая полоска суши, которая отделяет Калининградский залив от Гданьской бухты. Длина косы — 65 километров (35 из них принадлежит РФ). В Польше коса соединена с материком, в Калининградской области отделена от материка судоходным проливом.
В мае 2016 года правительство Польши приняло решение о строительстве канала через Балтийскую косу, который соединит Калининградский залив и Гданьскую бухту. В соответствии с планом, строительство канала длиной 1,3 километра и глубиной пять метров позволит заход в польский порт Эльблонг судов морских параметров, то есть длиной до 100 метров, шириной до 20 метров и осадкой до четырех метров. Стоимость проекта оценивается в 880 миллионов злотых.
Россия неоднократно заявляла, что обеспокоена возможной угрозой экосистеме Балтики из-за строительства Польшей судоходного канала через Балтийскую косу.
Совет по правам человека (СПЧ) при президенте России призвал власти Польши не разрушать уникальный природный объект в ходе строительства судоходного канала через Балтийскую косу, подчеркнув, что Балтийская коса вместе с Вислинским заливом являются уникальным природным объектом. По информации биологов, только в российской части косы обитает более десяти редких и исчезающих видов животных и растений. Строительство канала не только потребует вырубки лесов, но и изменит водный режим залива, что с большой вероятностью нарушит существующие экосистемы, подчеркнул СПЧ.
В конце февраля этого года польское представительство Greenpeace направило жалобу в Еврокомиссию с тем, чтобы не допустить строительства канала через Балтийскую косу.
Еврокомиссия призвала Польшу отказаться от строительства канала через Балтийскую косу до разрешения сомнительных вопросов, касающихся экологии. Однако Польша считает, что ей не требуется согласование проекта.