РИГА, 15 мая — Sputnik. В Польше в ходе работ по сооружению судоходного канала через Балтийскую косу были обнаружены залежи янтаря общим объемом около 1,4 тонны. Однако экономически целесообразна разработка только одного из месторождений, таким образом, большая часть найденного янтаря останется в земле, сообщил министр морского хозяйства и внутреннего судоходства республики Марек Грубарчик на пресс-конференции.
Dziś w ministerstwie odbyła się konferencja prasowa nt. wyników analizy obecności bursztynu na miejscu #PrzekopMierzei Wiślanej. Min. @marekgrobarczyk poinformował, że odkryto tam dwa złoża, gdzie szacunkowo znajduje się 1400 kg bursztynu wartego ok. 1,5 mln złotych. pic.twitter.com/Xapn0CLyTa
— Min. Gospodarki Morskiej i Żeglugi Śródlądowej (@MGMiZS_GOV_PL) 15 мая 2019 г.
По его словам, эти выводы были сделаны после нескольких пробных бурений. "На территории, где мы копаем, находится 1 тонна 400 килограммов янтаря. Его стоимость примерно 1 миллион 400 тысяч злотых (325 тысяч евро по текущему курсу)", - сказал министр.
Как уточнил директор Морского управления в Гдыни Веслав Петшковский, янтарь обнаружен в двух месторождениях, в первом – около 900 килограммов, во втором – 500. По его оценке, экономически целесообразным может быть добыча только из второго месторождения, в первом содержатся преимущественно маленькие кусочки, которые не пригодны для изготовления ювелирных изделий.
Ранее сообщалось, что на Балтийской косе могут быть добыты тонны янтаря стоимостью порядка 880 миллионов злотых (около 205 миллионов евро по текущему курсу).
Балтийская (Вислинская) коса — узкая полоска суши, которая отделяет Калининградский залив от Гданьской бухты. Длина косы — 65 километров (35 из них принадлежит РФ). В Польше коса соединена с материком, в Калининградской области отделена от материка судоходным проливом.
В мае 2016 года правительство Польши приняло решение о строительстве канала через Балтийскую косу, который соединит Калининградский залив и Гданьскую бухту. В соответствии с планом, строительство канала длиной 1,3 километра и глубиной пять метров позволит заход в польский порт Эльблонг судов морских параметров, то есть длиной до 100 метров, шириной до 20 метров и осадкой до четырех метров. Стоимость проекта оценивается в 880 миллионов злотых.
В конце декабря 2018 года власти Польши объявили тендер на строительство канала через Балтийскую косу, этой зимой уже началась подготовительная вырубка леса.
Россия неоднократно заявляла, что обеспокоена возможной угрозой экосистеме Балтики из-за строительства Польшей судоходного канала через Балтийскую косу.
Совет по правам человека (СПЧ) при президенте России призвал власти Польши не разрушать уникальный природный объект в ходе строительства судоходного канала через Балтийскую косу, подчеркнув, что Балтийская коса вместе с Вислинским заливом являются уникальным природным объектом. По информации биологов, только в российской части косы обитает более десяти редких и исчезающих видов животных и растений. Строительство канала не только потребует вырубки лесов (которая, по информации СМИ, уже началась), но и изменит водный режим залива, что с большой вероятностью нарушит существующие экосистемы, подчеркнул СПЧ.
В конце февраля этого года польское представительство Greenpeace направило жалобу в Еврокомиссию с тем, чтобы не допустить строительства канала через Балтийскую косу,
Экологи заявляют, что у проекта строительства канала через Балтийскую косу может быть множество последствий, негативно влияющих на окружающую среду.
Еврокомиссия призвала Польшу отказаться от строительства канала через Балтийскую косу до разрешения сомнительных вопросов, касающихся экологии. Однако Польша считает, что ей не требуется согласование проекта.