РИГА, 18 мая — Sputnik. Вынужденный переход на дистанционное обучение обнажил и углубил разницу между латвийскими школьниками, сообщает LTV.
После весенних каникул латвийские школьники обучаются на дому, с помощью различных онлайн-технологий, включая образовательный телеканал. Как показал опрос среди школьников и их родителей, проведенный компанией Endurio, роль учителей в значительной степени перешла к родителям.
Что зависит от родителей
"Участие родителей в учебном процессе существенно. Особенно на этапе начальной школы. Большая часть опрошенных указала на прирост нагрузки", - рассказал представитель Endurio Гатис Нарвайш.
Согласно полученным данным, 74% родителей объясняют детям задания — это значит, что дети самостоятельно не могут понять, чего от них ждет учитель. Еще 41% родителей также помогает с выполнением собственно домашних заданий.
Именно то, насколько родители вовлекаются в этот процесс и сколько времени могут и готовы уделять учебе ребенка, ставит школьников в неравные условия. Другие факторы, связанные с имущественным положением родителей, также играют свою роль.
"Есть риски того, что увеличивается разрыв между детьми, у которых есть доступ к технологиям у кого нет, между теми, кому обеспечена поддержка родителей и кому нет, теми, кто социализируется и кто меньше социализируется", - пояснил Нарвайш.
По данным министерства образования и науки (МОН), до начала дистанционного обучения примерно у 3% латвийских школьников дома не было ни компьютера, ни смартфона с подключением к интернету. Еще примерно у трети технологических устройств дома было недостаточно, а 30% учащихся требовалось более мощное интернет-подключение.
По данным Eurostat, каждый четвертый ребенок в Латвии в возрасте от 0 до 17 лет живет в домохозяйстве, где есть как минимум один из трех факторов: бедность по уровню доходов, плохая материальная обеспеченность или очень низкая интенсивность труда. Это, в свою очередь, ведет к маргинализации детей.
Что зависит от школы
Также анкеты показали, что одни латвийские школы справляются с дистанционным обучением успешнее, а другие фактически переложили учебу на плечи школьников и их родителей. Весь объем положенных учебных часов обеспечивает лишь каждый десятый из почти 10 тысяч опрошенных педагогов. Больше трети из них не преподает онлайн вообще.
Государственный центр содержания образования обещает решить этот вопрос. Там готовятся к тому, что, возможно, школьникам придется учиться из дома и дальше.
"Учителя, быть может, больше концентрируются на раздаче заданий, получении ответов, их исправлении и оценке, но не хватает той разъяснительной работы, которая обычно была очно, на уроке в классе", — пояснил директор центра Гунтарс Цатлакс.
Пока школам рекомендовано меньше задавать учить уроков и отводить учащимся на выполнение домашних заданий больше времени.