РИГА, 26 мая — Sputnik. Представитель Государственного агентства занятости Дайнис Юконис рассказал еженедельнику "Вести", что на начало мая безработица в стране составляла 8% и по сравнению с мартом, когда из-за пандемии был объявлен режим чрезвычайной ситуации, выросла на 1,2%. Самая высокая, как и прежде, в Латгалии – 15,3%, самая низкая в Риге – 6,2%.
Хотя все познается в сравнении. После введения режима ЧС именно в столице безработица увеличилась существеннее всего – на 1,5%, а в Латгалии – на 0,8%. Это и понятно, ведь в Риге самое большое количество сфер, по которым особенно ощутимо ударил нынешний кризис: гостиничный бизнес, туристический, ресторанный…
Количество вакансий на бирже труда тоже заметно поредело – почти на 12 тысяч - и на 5 мая составляло 14 тысяч 980 человек. Времена, когда всюду требовались операторы в торговые сети (кассиры), в прошлом. Самая востребованная нынче профессия - водитель грузовой фуры, на бирже труда - 980 вакансий.
Впрочем, дальнобойщики были востребованы и до кризиса. Работа тяжелая, а получают водители, как и их коллеги из большинства государств Восточной Европы, на порядок ниже, чем водители из западных стран.
Руководитель фирмы, которая занимается транзитными перевозками, рассказал, что в последние годы их выручали российские водители – из Пскова. Они и профессионалы, и люди ответственные. Но из-за пандемии россияне вынуждены были вернуться домой, а там сразу попали на карантин.
Между тем в новых условиях работа дальнобойщиков еще более осложнилась. Проверки на границах усилились, пробки увеличились. Никто не отменял и рейсы в Италию, Испанию, Францию, где свирепствует коронавирус. Не случайно, как рассказывал один из латвийских водителей фур, когда он ехал по безлюдному городу Северной Италии, встречались только итальянские полицейские. И… аплодировали. В знак уважения к работе водителя: эта профессия сейчас сопряжена с еще большим риском...
Неувядаемый Афоня
Далее в списке вакансий преобладают работники строительных специальностей: бетонщики, мастера отделочных работ, каменщики, маляры-штукатуры. Требуются также сантехники, электрики, сварщики, слесари…
Примечательно, что по количеству вакансий сантехник - четвертая востребованная профессия: 497. Но многие из латвийцев, кто в последнее время имел дело с представителями этой профессии (менял трубу в ванной, занимался ремонтом крана, санузла, когда требовалась квалифицированная помощь), могут сказать, что большая часть настоящих мастеров, видимо, уехала за границу. А здесь остались "спецы" типа героя легендарного фильма "Афоня". Деньги хотят большие и сразу, а качество - увы и ах. Подтвердить это могут и руководители многих строительных фирм.
Не хватает и хороших строителей. Не случайно в этой сфере у нас все больше приглашенной рабочей силы. Кстати, до начала пандемии в стране официально насчитывалось свыше 15 тысяч работников из других стран...
Гастарбайтеры не подводят
Больше всего гастарбайтеров с Украины. Следом - Беларусь, Россия, Узбекистан. Если в 2017-м Департамент гражданства и миграции выдал 7 тысяч 500 временных приглашений на трудоустройство гастарбайтеров, то в прошлом – 15 тысяч 300.
Работодателю приглашение обходится от 100 до 500 евро. При этом зарплата приглашенного должна быть не ниже, чем средняя по стране, – 1 тысяча евро в месяц до уплаты налога. И неважно, чем занимается гастарбайтер – укладывает рыбу в консервные банки или кладет кирпичи на стройке. Исключение сделано лишь для сельхозработников – им могут платить не более 700 евро (на бумаге).
Не густо. Но, судя по всему, большинство работников устраивают условия, иначе их количество бы не росло.
Что касается качества работ, то приглашенные из бывшего Союза справляются на "хорошо" и "отлично" – об этом рассказывают прорабы на стройобъектах, и фермеры...
Кто остался без работы
Но продолжим рассказ о том, как пандемия изменила рынок труда. Вот кто потерял в этот период работу и зарегистрировался на бирже труда в качестве безработного.
На первом месте - продавцы-консультанты: 684, следом - продавцы маленьких магазинчиков: 596, есть повара – 563, официанты – 318, бармены – 207, помощники поваров – 112.
В то же время и по ряду этих профессий имеются вакансии. Например, требуется 291 повар. Только вот вопрос: захочет ли кто-то после элитного ресторана, гостиницы, известного кафе идти работать в столовую социального учреждения, школы или детсада?
Строительные магазины – на подъеме
Между тем не все сферы пострадали в результате пандемии. В магазинах строительных материалов (в первую очередь небольших, в жилмассивах) обороты растут. Народ, часть которого оказалась на "удаленке", решил не терять зря время и заняться ремонтом квартир, дач. За каждой мелочью специально не поедешь в крупный строительный центр, а если все это расположено рядом, в строительном магазине жилмассива, - очень удобно. О том, что работы сейчас стало больше, чем до пандемии, рассказывали продавцы строймагазинов Риги, Юрмалы, Елгавы.
Вырос оборот и небольших продуктовых магазинов в латвийской провинции, аптек. Особенно тех, что расположены недалеко от границы с Литвой. Местные жители, которые прежде за покупками ехали к соседям, теперь повернулись лицом к собственной торговле. Вопрос - надолго ли? Для латвийских магазинов, аптек самое время поработать над тем, чтобы народ и после открытия границ отоваривался у себя. И в провинции, и в столице. Но достигается это не запретами и ограничениями, а здоровой конкуренцией.
Возможно, пандемия заставит сделать выводы? В том числе и государство, которое лишь на словах уверяет, что здесь комфортные условия для бизнеса. От комфортных условий не бегут в другие страны и не переносят туда бизнес...