РИГА, 11 мая — Sputnik. Случай с экспериментальным серийным летательным аппаратом Penguin, потерянным предприятием UAV Factory, вызвал большой переполох, пишет Freeсity.
Сразу уточним, что беспилотник такого класса не планируется для частного использования в развлекательных целях. И из-за технических возможностей, и из-за внушительной стоимости, начинающейся от сотни тысяч евро и растущей неограниченно в зависимости от установленного оборудования. Это Neatkarīgā Avīze рассказал в свое время совладелец UAV Factory Константин Попик.
Неудача в истории успеха
Применение такого летательного аппарата может быть полезным для органов внутренних дел, в военной сфере, а также в частном секторе, для наблюдения за такими объектами, как газопроводы, нефтепроводы, линии высокого напряжения.
Эти дроны летают так высоко, что выслеживаемый или наблюдаемый объект не может определить факт слежки.
Предприятие UAV Factory, без сомнения, латвийская история успеха. Произведенные в Латвии летательные аппараты, их детали, камеры наблюдения и устройства для запуска поставляются в 47 стран.
Но сейчас в этой истории появилась неудача. Дрон может работать в полностью автономном режиме, и благодаря шифрованию сигнала, его, фактически, нельзя перехватить.
Но из-за технической ошибки теперь и сам владелец не может связаться с блоком управления летательного аппарата. Именно по этой причине пропавший аппарат не удалось найти. На голову он никому не упал, то есть автоматическая система вертикальной посадки сработала. Или кому-то все же удалось украсть это технологическое сокровище.
Аннулировано разрешение на полеты
Предприятие сейчас никаких комментариев не дает. Идет следствие. На время расследования разрешение Агентства гражданской авиации на занятие полетами повышенной опасности у предприятия аннулировано. Это те полеты, которые предусматривают отход от общих ограничений. Например, они проходят на высоте более 120 метров, над местами скопления людей, в зонах запрета полетов и так далее.
Для каких конкретно целей был сделан дрон с такими замечательными возможностями, неизвестно. Формально тест на максимальное время полета предприятие проводило самостоятельно. Министерство обороны сообщило Neatkarīgā Avīze, что этот летательный аппарат не был создан для военных целей, и его не заказывала для своих нужд латвийская армия.
Но с вооруженными силами предприятие регулярно сотрудничает. И в этом контексте интересно проследить за историей создания и технического развития знаменитого "пингвина".
Pingvīns и Vārna
В 2009 году UAV Factory представила прототипы своих беспилотников для вооруженных сил. Vārna и Pingvīns.
"В принципе, разница между "Пингвином" и "Вороной" в том, что "Пингвин" может летать на больших высотах и большие расстояния, снимать высококачественные видеозаписи и находиться в воздухе примерно шесть часов, - сказал тогда Константин Попик в интервью изданию Militārais Apskats. - Он может просто курсировать по маршруту и все время вести наблюдение. А "Ворона" – она для быстрых тактических целей, когда надо сходу оценить ситуацию, и это очень простая система – запустил в воздух, осмотрел интересующее место и принял решение, что делать – идти или не идти дальше".
На тот момент "Пингвин" мог развить скорость в 100 километров в час на высоте 600 метров, потому что такими были ограничения оптики и разрешения камеры. Вес 15 килограммов, грузоподъемность 2 килограмма. В воздухе он мог находиться 6 часов.
Прошло десять лет, "Ворона" проиграла в конкурентной борьбе другим производителям, а "Пингвин" держится молодцом. Технологически вырос. Если необходимо, может летать на высоте 5 километров. Вес 26 килограммов, а планируемая продолжительность полета на экспериментах была минимум 90 часов.
Цель – идентифицировать объект
Как десять лет назад, так и сейчас задачи дрона остаются теми же. Константин Попик сформулировал их в интервью журналу Klūbs: "Летательные аппараты, которые мы производим, созданы для того, чтобы наблюдать или следить за каким-то объектом, который не заметит наблюдателя ни днем, ни ночью. (…) Наша камера может заметить, опознать и идентифицировать людей с большого расстояния – это самое важное требование с точки зрения использования для наблюдения".
Вышедший из повиновения беспилотник на пару дней блокировал воздушное пространство Латвии, потому что для любого другого летательного аппарата столкновение с ним станет катастрофическим. Хорошо хотя бы то, что это не привело к огромным убыткам. Регулярных авиаперелетов все равно нет из-за коронавируса. Пока дрон не нашли, нельзя исключать, что его кто-то присвоил.
А не в тех руках такой аппарат может стать очень опасным оружием. Даже несмотря на то, что формально он считается разработанным для гражданских целей.