РИГА, 22 апр — Sputnik, Михаил Губин. Как однажды заметил директор театра "Дайлес" Андрис Витолс, в советское время театр в Латвии был "зоной для латышей", где не использовался русский язык, куда не приходила русская публика. Возможно, этим можно объяснить взлет театрального искусства в Советской Латвии, когда на спектакли приезжали целые автобусы латышских колхозников.
Но все же это был советский театр, где шли и пьесы советских авторов, и на сцене появлялись советские герои. В том числе и самый главный – Владимир Ильич Ленин. В связи с его 150-летием мы решили вспомнить латышских актеров, воплотивших образ вождя пролетариата. Их, кстати, не так много.
Первый Ленин
Впервые на латышской сцене Ленин появился 20 апреля 1947 года, когда в Театре драмы (ныне - Национальном) были поставлены "Кремлевские куранты" Николая Погодина. Роль Ленина поручили артисту Рихардсу Зандерсонсу. И это стало главной ролью его жизни - Зандерсонс сыграл Ленина в пьесах "Кремлевские куранты" (1955 ), " Человек с ружьем" (1949), "Мели метели" (1957) и "Третья, патетическая" (1958). Кроме того, актер говорил голосом Ильича в радиопостановках и при дублировании на латышский язык кинофильмов о Ленине.
"Ранее добившись внешнего, портретного сходства, - писала критика, - Зандерсонс теперь еще разностороннее, еще многограннее охарактеризовал Ленина как личность. Наряду с динамичной устремленностью в будущее, он раскрыл внутренний мир Ленина, его интеллектуальность, остроту мысли, гениальную прозорливость. Раскрыл его неотразимое обаяние, воздействие на людей, как на друзей и единомышленников, так и на врагов и тех, кто еще не сделал для себя выбор между старой и новой жизнью. Именно духовные силы Ленина, его непреклонная убежденность ломают всякое сопротивление, вселяют веру в победу социализма".
Более десяти лет заслуженный артист Латвийской ССР, лауреат государственной премии Латвийской ССР Рихардс Зандерсонс изображал Ленина.
"Сперва не верилось, что я сумею справиться с этой задачей. — рассказывал он. — Казалось, что исполнитель роли Ленина должен быть так же всесторонне развит, иметь такие энциклопедические знания, широкие интересы, как Ленин...
Я читал труды Ленина и все, что написано о нем. Кроме того, изучал фотодокументы, грамзаписи, художественные произведения, бывал в Музее Ленина в Москве, в Горках, разговаривал с современниками... Так постепенно в образе Ильича складывалась одна черта за другой".
Сообщалось, какую огромную работу проделал артист, готовясь к роли. Сотрудники музея представили ему неопубликованные материалы, старые большевики рассказали о встрече с вождем, художник Васильев, рисовавший Ленина, показал множество эскизов и рисунков, изображающих присущие Ленину жесты, черты, осанку, линии рук и ног.
"Все крошечные детали были очень важны в поисках внешнего сходства изображения", - вспоминал артист.
Все отмечали его поразительное внешнее сходство с Лениным.
Рихард Кришьянович Зандерсонс был участником войны: воевал в составе 201-й латышской дивизии под Старой Руссой и Москвой, cнимался в первом латышском советском фильме "Возвращение с победой", вел, как говорилось, большую общественную работу. В театре был секретарем партийной организации, десять лет возглавлял Госкомитет по радио и телевидению Латвийской ССР. Скончался 24 февраля 1981 года в возрасте 70 лет, похоронен на Лесном кладбище в Риге.
Рассказывали, что роль вождя сыграла с артистом злую шутку. Якобы он так вошел в нее, что и в повседневной жизни картавил, говорил "батенька", закладывал пальцы рук за жилет и принимал иные классические ленинские позы. Впрочем, может быть, это только слухи.
Ленин, отец Улманиса
Есть еще несколько появлений Ленина на латышской сцене. В 1949 году он - в исполнении Херманиса Ваздикса - возник в пьесе Всеволода Вишневского "Незабываемый 1919-й", поставленной Театром Дайлес. Вообще-то, вся пьеса о Сталине, и Владимир Ильич появляется там лишь в прологе, выслушивая мудрые указания Иосифа Виссарионовича.
Но, как писал критик: "Ваздикс дал обширный подтекст: его задачей было не только заполнить картину, но и дать направление пьесе и настроить зрителей на все последующие картины. Это одна из ярчайших ролей актера!"
Народный артист Латвийской ССР Херманис Ваздикс умер в 1994 году. Интересно, что его сын актер Улдис Ваздикс прославился неоднократным исполнением роли Карлиса Улманиса.
В послевоенные годы в Риге, в помещениях телевизионной студии в Агенскалнсе, размещался Елгавский театр. В 1953 году он отметился пьесой забытого ныне Ивана Попова "Семья" о юности Владимира Ульянова в Симбирске. Это была дипломная работа выпускника режиссерского отделения театрального факультета Латвийской консерватории Алоиза Бренча – в будущем знаменитого кинорежиссера. В роли Ульянова – его товарищ по факультету Вайронис Яканс. И это удивительно, так как этот молодой актер во время войны служил в немецкой армии, правда, не в легионе СС, а техником в авиации. После войны прошел проверку в фильтрационном лагере города Моршанска Тамбовской области и вернулся в Латвию. Однако самой большой удачей этого спектакля единодушно называли образ матери Ленина в эмоциональном исполнении Элзы Радзини, будущей народной артистки СССР, во время войны работавшей в немецком госпитале.
Народный артист Латвийской ССР Вайронис Яканс скончался в 2008 году.
Четвертый Ленин
После ухода со сцены Рихардса Зандерсонса в Латвии не осталось исполнителей роли Ленина. Однако такой артист появился, и опять сначала на радио. К столетию вождя там были сделаны две инсценировки пьес Михаила Шатрова - "Во имя революции" и "Шестое июля". Так в роли Ленина дебютировал Янис Кубилис. А Зандерсонс помогал ему ценными советами.
"Сложность заключалась в том, — рассказывает Янис Кубилис в интервью, — что радиослушатели не видят актера, они слышат только его голос. И в этом голосе должна звучать такая сила убеждения, чтобы человек поверил — он слышит Ленина. Если это так, значит, работа удалась".
Без сомнения, удалась. Потому что в 1969 году Кубилис появился в гриме Ленина на сцене Латвийского государственного академического драматического театра в пьесе "Вольности златое утро" все того же Шатрова.
Журнал Māksla ("Искусство") писал об этой роли: "Да, это он... Ленин. Его острота, напряжение мысли, умение смотреть и слушать людей, сама сила воли, хладнокровие в самой сложной ситуации... Концентрированная воля, трезвость, испытывающий взгляд, который упирается в представителя эсеров... Обмен товарищескими мнениями, уважение к собеседнику, деловое мобилизующее отношение, выяснение возможности борьбы вместе с ближайшими помощниками. Речевой ритм убеждает, движения и жесты свободны, не вынуждены, и мыслительная деятельность не исчезает ни на минуту. Таким мог быть Ленин в этот исторический момент…"
Сам Янис Кубилис рассказывал, что, работая над ролью, тоже ездил в Москву, консультировался в музее Ленина и на "Мосфильме", встречался со старыми большевиками. Но больше всего ему помогли пластинки с записью речей Ленина.
"Я хотел бы попытаться воспроизвести ленинскую радость жизни, великий гуманизм, любовь к детям… Работа над созданием образа Ленина стала для меня театральным университетом, - признавался актер. - Надеюсь, что в моей актерской судьбе появится еще возможность вернуться к этому образу, который неисчерпаем и удивителен, как сама жизнь, как мысль человечества".
В 2018 году народному артисту Латвийской ССР Янису Кубилису исполнилось 95 лет. В прессе появились интервью с ним, подчеркивалось, что он только на пять лет моложе независимого латвийского государства.
"Да, – соглашался ветеран сцены, – у меня очень хорошая ситуация, потому что я знаю, кто такой Улманис, кто Кирхенштейн, кто Сталин, кто Гитлер, что такое оккупация, знаю свободные времена, русские времена, немецкие времена…"
Он рассказал про ужасы 1940 года, но про роль Ленина нигде не упоминал, да мало ли было у него ролей.
Зато в интервью Latvijas Avīze говорит: "Пятьдесят советских лет - время лжи. Разговаривая со знакомыми, нужно было говорить "правильно", потому что никому нельзя было доверять до конца, это разрешалось только дома, среди самых близких. Это время изуродовало людей".
Янис Кубилис ныне живет на своей даче в Балтэзерсе, по соседству с Раймондом Паулсом.
Пятый Ленин
В 1980 году Театр Дайлес, он же Художественный академический театр имени Райниса, поставил пьесу Михаила Шатрова "Синие кони на красной траве". Пьеса снова про Ленина, но необычна тем, что автор не настаивает на портретном сходстве. Главный герой - актер, играющий роль Ленина. В Москве, в Ленкоме эту роль блестяще исполнил Олег Янковский, а в Риге - Народный артист Латвийской ССР Эдуардс Павулс. Тоже без бороды и лысины.
"Эдуардс Павулс открыл нам себя иначе, чем когда-либо прежде, – писал журнал Māksla. - Все его существование в этот раз имеет необычную концентрацию. За спокойным хладнокровием мы ощущаем стальную пружину, которая подтягивается до последнего момента, чтобы раскрыться с величайшей амплитудой духовных сил художника… Важно овладеть ритмом мышления вождя пролетариата, и когда это происходит, в то же время происходит незаметная и все же значительная внешняя трансформация Эдуардса Павулса. В его манере начинают замечаться пластические движения Ленина.
И хотя лицо актера не загримировано, чтобы показать знакомые черты Владимира Ильича, в нем есть что-то совершенно новое. Это печать понимания ума Ленина и драматических обстоятельств того времени.
И мы забываем, что перед вами актер, мы идем вместе с тем, что происходит на сцене, и мы думаем - Ленин… Это главная художественная победа Эдуардса Паулса. Спектакль "Синие кони на красной траве" очищает нашу совесть и мобилизует ее".
Потом уже, в 90-х годах, в латышской прессе над этим спектаклем изрядно поиздеваются. Интересно, что в нем небольшую роль крестьянина, ходока к Ленину, сыграл Херманис Ваздикс.
Популярнейший актер Эдуардс Павулс, известный широкому зрителю по сериалу "Долгая дорога в дюнах" (Госпремия СССР), в годы так называемого национального пробуждения стал активистом Народного фронта в Юрмале. Тем не менее, дом, где он жил, вернули довоенному хозяину. Павулс вступил в Земессардзе (ополчение), ходил по улицам в форме, ругал "оккупантов". Был награжден орденом Трех звезд. Скончался в 2006 году, похоронен в Юрмале.
Новейший Ленин
В 2017 году в Новом рижском театре известный писатель и философ Улдис Тиронс представил собственную постановку "Последняя елочка Ленина". Это классически авангардистское представление о последних днях Ленина в Горках, ничего общего не имеющее с исторической действительностью. Драматургически оно построено на разоблачающих вождя мирового пролетариата статьях в прессе конца 80-х годов прошлого века.
Ленина там изображает популярный актер Вилис Даудзиньш. Делает это мастерски, но выглядит это как издевательство над смертельно больным человеком. По крайней мере, так спектакль восприняли многие зрители, о чем и сообщили на сайте театра. Не понимая, как их любимые актеры могут такое играть? Некоторые зрители желают такой же судьбы автору-постановщику и подозревают, что он таким образом преодолевает свои фобии.
Как бы там ни было, пока это последний Ленин на латышской сцене.