РИГА, 21 апр — Sputnik. Кризис, вызванный пандемией коронавируса, неравномерно ударил по разным отраслям народного хозяйства Латвии. Многие подсчитывают убытки, а вот увеличение оборота можно будет зафиксировать чуть позднее. С тем, кто пострадал, а кто выиграл от "коронакризиса", разбиралась Neatkarīgā Rīta Avīze.
Первые жертвы
По данным СГД, к 13 апреля больше всего заявлений на пособия по простою было получено от гостиниц и предприятий общественного питания (19%), а также от предприятий оптовой и розничной торговли и авторемонтных мастерских (19%). Так, 11% заявлений поступило от предприятий отрасли развлечений и искусства.
По данным ЦСУ за прошлый год, в прошлом году в Латвии были трудоустроены 910 тысяч работников, из которых 137,6 тысячи (15,1%) были заняты в оптовой и розничной торговле, а также авторемонтных мастерских; 32 тысячи (3,5%) работали в гостиницах или общепите; 29 тысяч (3,2%) занимались административной и обслуживающей деятельностью, которая включает услуги туроператоров; в сфере искусства, досуга и отдыха работали 27,6 тысячи (3%) латвийцев.
В гостиничном бизнесе, общепите, сфере искусства, отдыха и развлечений, а также торговле — отраслях, которые больше всего затронул кризис, — в основном работают женщины. По подсчетам Neatkarīgā на основе данных ЦСУ, доля женщин в гостиничном бизнесе и общепите в 2019 году достигала 80%, в сфере искусства и развлечений — 66%, в оптово-розничной торговле и авторемонтных мастерских — 59%.
Ни ясности, ни надежды
Кризис ударил и по крупным, и по мелким предприятиям. Работу потеряли в том числе сотрудники стабильных международных компаний. Так, AS Tallink Latvija уже сообщил в Госагентство занятости, что начинает процесс коллективного увольнения 550 работников. Сокращения затронут в первую очередь обслуживающий персонал паромов Isabelle и Romantika, но работу потеряют и береговые сотрудники в Латвии.
"Горькая реальность такова, что наши корабли, которые до этого курсировали под латвийским флагом, уже месяц простаивают в порту, а работники находятся дома и работают ограниченное время, получая меньшую зарплату.
Сейчас мы по-прежнему не знаем, когда ситуация может измениться и паромы смогут хотя бы частично возобновить движение в Балтийском море. Понятно, что маршрут Рига - Стокгольм не будет возобновлен завтра или даже через несколько месяцев.
Есть вероятность, что в этом году маршрут вовсе не будет возобновлен на докризисном уровне. Понятно, что в ближайшем будущем предприятие не сможет людям в Латвии предложить то же самое число рабочих мест", - объяснил исполнительный директор Tallink Grupa Пааво Ныгене.
По подсчетам компании, есть возможность, что после отмены ограничений по маршруту Рига - Стокгольм будет курсировать один корабль, поскольку пассажиропоток не станет достаточным для загрузки двух кораблей.
Ночные закупки и звездный час доставки
После объявления чрезвычайной ситуации количество покупателей снизилось даже в продуктовых супермаркетах. Жители ходят за покупками реже и меньше времени проводят в магазинах, но их покупки стали более объемными. Сеть магазинов Mego в марте зафиксировала падение числа посетителей на 13%, но средняя сумма чека выросла на 16%.
"Вначале, когда ВОЗ объявила пандемию, наблюдался рост числа покупателей, но сейчас ситуация другая — люди ходят в магазин реже, но покупают больше, что свидетельствует о позитивной тенденции и желании людей меньше ходить в общественные места.
Немного выросло число покупателей, которые предпочитают посещать круглосуточные магазины Mego поздним вечером. Раньше ночные клиенты чаще всего покупали лишь несколько товаров первой необходимости, но теперь, в условиях кризиса, покупают полноценный набор продуктов на долгий срок.
После объявления чрезвычайной ситуации покупатели торопились купить большой объем товаров длительного хранения, но по мере снижения беспокойства в обществе число таких покупок сократилось. Видно, что сейчас люди более тщательно планируют покупки", - рассказал член правления Mego Игорь Шихман.
А Maxima c начала чрезвычайной ситуации испытала рекордный интерес желающих трудоустроиться. За месяц работу на предприятии начали почти пятьсот новых сотрудников, в отдельные дни заключалось рекордное число трудовых договоров — до 40. Самый большой спрос на вакансии кассиров, грузчиков, работников зала.
В то же время резко вырос спрос на услуги доставки. Продуктовые магазины оказались неготовы к такому наплыву заказов, но быстро мобилизовали силы и расширили предложение таких услуг. Maxima за одну неделю открыла 33 пункта получения заказов в магазинах во всех регионах Латвии. Возможность заказать продукты онлайн теперь предлагает и Mego в сотрудничестве с Bolt Food. С Bolt Food теперь сотрудничает и Narvesen, предлагая клиентам доставить на дом еду и товары, а также прессу.