РИГА, 7 апр — Sputnik. Режим чрезвычайного положения создает напряжение в и без того сложных отношениях разведенных родителей, пишет эстонская газета Postimees.
Женщина развелась со склонным к насилию мужем. Ее ребенок, недавно начавший ходить в школу, два раза в месяц ездит к отцу в другой город.
"Отец ребенка приехал из-за границы и, насколько мне известно, был официально помещен на карантин. Ребенка, однако, потребовал себе", - рассказала мать.
Она признала, что проблема существует уже много лет, но чрезвычайная ситуация усугубляет ее.
Женщина, которая относится к группе риска из-за своего здоровья, делает все возможное, чтобы свести риск заражения к минимуму: не ходит в магазин, заказывает еду с курьером, держит дистанцию на улице, дезинфицирует руки и рабочие поверхности. Однако она не уверена, что отец ребенка и его новая семья будут следовать инструкциям.
По словам матери, ситуация упростилась бы, если бы в своих распоряжениях правительство использовало бы слово "домохозяйство" вместо "семья".
Другая мать в разговоре с Postimees также сказала, что она не считает разумным, чтобы дети в данный момент ходили от родителя к родителю. По ее словам, ей удалось договориться с бывшим мужем, что ребенок, который раньше менял место жительства каждую неделю, теперь будет делать это каждые две недели. В любом случае, по словам матери, она выступает за сохранение отношений ребенка с обоими родителями.
Присяжный адвокат из бюро Линдеберг Карин Плоом, занимающаяся семейным правом, считает, что карантин является достаточной причиной, чтобы не соблюдать решение суда.
"Если родитель находится в группе риска, то, конечно, ребенок не может быть отправлен другому родителю, а если это делается, ребенок должен остаться там. Это черно-белый сценарий: либо я отсылаю ребенка и не вижу его некоторое время, либо нет", - сказала она.
По словам Плоом, нужно учитывать, сколько времени ребенок обычно проводит с каждым из родителей.
"Если ребенок переезжает раз в месяц и к тому времени уже был с одним из родителей, было бы разумно отправить его к другому родителю. Если ребенок меняет место жительства каждую неделю, я понимаю родителя, который предпочитает держать ребенка с собой из-за чрезвычайной ситуации".
Есть также ситуации, когда один родитель хотел бы отправить ребенка к другому, но тот не согласен. По ее словам, каждый случай должен оцениваться отдельно. Если ни один из родителей не входит в группу риска или не находится на карантине, нет причин не следовать процедуре общения.
Если один из родителей отказывается выполнить постановление суда, другой родитель может обратиться в суд, после чего судья созывает стороны и решает, что делать в этой ситуации: использовать семейное соглашение, изменить порядок общения, ограничить право не выполняющего распоряжения родителя общаться с ребенком или наложить на него штраф.
"Если нарушение вызвано чрезвычайной ситуацией, то, вероятно, ни один суд не отреагирует на него таким образом, и согласительная процедура не будет начата", - полагает Плоом.
Однако единого хорошего решения, по ее словам, не существует, тем более что из-за чрезвычайной ситуации первоначальной правовой защитой сейчас сложно воспользоваться.
"Было бы лучше, если бы таких споров не возникало вообще. Чем младше ребенок, тем больше вероятность того, что родители будут спорить. Самые большие сражения происходят вокруг детей от двух до семи лет. Борются, не выбирая средства" , - сказала Плоом, добавив, что все зависит от того, как родители расстались.
Что об этом думает министр по делам народонаселения Рийна Сольман?
"К сожалению, как человек, ответственный за семейную политику, я могу говорить только в целом: ребенок является частью обоих родителей, частью семейной системы, и не имеет значения, будем ли мы называть это домохозяйством или семьей. Даже во время чрезвычайной ситуации ребенок сохраняет право и должен общаться с обоими родителями, которые являются семьей или "домашним хозяйством" ребенка", - ответила министр.
Сольман напомнила, что как в обычных, так и в особых ситуациях необходимо учитывать благополучие ребенка, который имеет право на воспитание и уход со стороны обоих родителей. Если родитель не были помещен в карантин или болен, нет причин разлучать его с ребенком. Также, по словам министра, оба родителя должны соблюдать правила чрезвычайного положения и подавать пример детям. Не стоит забывать и об опасности вируса.
"Опасная ситуация может возникнуть, если ребенку придется, например, пользоваться общественным транспортом, - эти риски должны оцениваться каждой семьей", - сказала она.
По словам Сольман, взаимные оскорбления родителей должны уйти на задний план, а решать следует в соответствии с тем, что лучше для ребенка - переехать или остаться дома.