РИГА, 14 мар - Sputnik, Дмитрий Олейников. На данный момент фактор коронавируса вызвал в Латвии больше юридических и экономических последствий, нежели чисто медицинских.
По факту в стране констатировано 26 случаев заражения коронавирусом (правда, сколько еще не идентифицированных носителей – неизвестно, хотя медики утверждают, что все близкие контакты у носителей выявлены). Вроде как обычная ежегодная эпидемия гриппа уносит в стране больше жизней.
Как одолжить миллиард на кризис?
В четверг, 12 марта, правительство Латвии принимает решение ввести в стране режим чрезвычайной ситуации. Юридический термин, определенный законом, который дает большие полномочия государственным организациям в решении оперативных вопросов.
До 14 апреля, по словам премьер-министра Кришьяниса Кариньша, в стране закрываются учебные заведения, а также отменяются все массовые мероприятия, в том числе запрещены митинги, шествия с участием более 200 человек.
Первыми потерпевшими стали международная выставка "Дом2020", которая прекратила свою работу в пятницу, хотя должна была работать до воскресенья (более 400 предприятий-участников из более чем 10 стран мира), а также национальный авиаперевозчик airBaltic, где заявили о массовых (около 400 человек) увольнениях.
В пятницу, после совещания по поводу возможных экономических последствий эпидемии коронавируса, премьер-министр Латвии делает следующее заявление: "Правительство на поддержку наших предпринимателей готово выделить 1 миллиард евро. Средства будут предоставляться не в виде грантов, а в форме различных финансовых инструментов. Возможно, уже на следующей неделе будет запущен механизм агентства Altum по предоставлению гарантий, испытанный в ходе прошлого кризиса".
В политических кругах сначала было возмутились: откуда у правительства 1 миллиард в условиях, когда оно не в состоянии выделить обещанные 50—60 миллионов евро медикам. Но разгадка обнаружилась почти сразу.
Исходя из того, что опубликовал на своей странице в сети Twitter депутат Сейма Гатис Эглитис, правительство планирует выпустить эмиссию государственных облигаций как минимум на миллиард евро.
Ценные бумаги готов купить Европейский центральный банк. То есть внешний долг в Латвии существенно вырастет.
Депутат Сейма от оппозиции Дана Рейзниеце-Озола (Союз зеленых и крестьян) предлагала парламенту запретить правительству одалживать деньги, но безуспешно.
Неугодный министр
В пятницу утром также пришло еще одно сообщение из правительства – министр экономики Ральф Немиро был лишен допуска к гостайне. Допуск выдает латвийская спецслужба под названием Бюро по защите Сатверсме (SAB) и заключается он, очевидно, в праве того или иного лица знакомиться с секретной информацией.
Для государственных чиновников высшего ранга право допуска к гостайне – вопрос профпригодности. Так что, министр экономики без допуска, по сути, должен быть уволен или сам отправиться в отставку.
К сожалению, за последний год в обществе довольно часто появлялись сомнения в политической нейтральности SAB.
Годом ранее SAB дал понять кандидату в премьер-министры Алдису Гобземсу, что ему будет отказано в допуске. То есть выбранный в результате демократических выборов кандидат (партия KPV LV заняла второе после "Согласия" место на выборах) не может рассчитывать на данный пост. Потому что… "потому что - вот": SAB имеет право не разглашать причины отказа, а лишь сообщать о самом факте.
Конфиденциальность. Спецслужба. Гобземс судился, но суд проиграл.
Так и в случае с министром экономики Немиро. Год назад допуск ему дали. Теперь – отобрали. Что совершил министр за этот год, сказать сложно. Из последних известных фактов – он побывал на переговорах в Москве по вопросам энергетики и сфотографировался с "санкционным" Айварсом Лембергсом на открытии нового производства в Вентспилсе.
Из неофициального – министр экономики имел очень жесткие трения со своими коллегами по правительству из Новой консервативной партии (НКП) - те чуть ли не ультимативно настаивали на его отстранении от должности, напоминая про то, что министр очень уж лоббирует интересы своего советника Павла Ребенока.
В партии KPV LV полагают, что решение SAB – это метод политической борьбы. Об этом публично заявил председатель партии Атис Закатистов: "В основе этой ситуации, как мы видим, фактически лежит политическая борьба, основание которой – наша принципиальная позиция по вопросу OIK (компонент обязательной закупки электроэнергии - КОЗ). Парламентская комиссия по расследованию выяснила, как возникла эта афера, а министр ответственно подошел к подготовке решения этой проблемы".
Учитывая, что неофициально, а некоторые даже с трибуны в Сейме говорят о том, что за "схемой OIK" стоят политики "Нового Единства", а Кришьянис Кариньш вообще является "крестным отцом" этого государственного бизнеса, вполне возможно, что в словах Закатистова есть значительная доля правды.
Интересно отметить, что сам министр экономики Немиро не признает, что отсутствие у него допуска к гостайне может как-либо повлиять на исполнение служебных обязанностей: "Технически я по-прежнему являюсь министром, поскольку наличие допуска к гостайне в работе не является необходимостью. Если мы вспомним начало прошлого года, то у очень многих министров, например, не было допуска к гостайне".
Сложное решение
И все же факт остается фактом – KPV LV придется принимать сложное решение. Либо оставить министра на посту, игнорируя решение SAB (случай весьма беспрецедентный), либо поменять министра на нового, либо – выйти из правительства, "хлопнув дверью".
Первое – из области фантастики. На втором варианте настаивают партнеры KPV LV из правительства. Арвилс Ашераденс, депутат Сейма и бывший министр экономики Латвии, в интервью Латвийскому радио назвал даже возможного кандидата на пост главы Минэкономики.
По его мнению, министерство вполне может возглавить, например, Янис Витенбергс, депутат Сейма, глава народно-хозяйственной комиссии.
Коалиция, понятно, заинтересована в сохранении стабильного правительства. Да и KPV LV, говоря о том, что решение будет принято в понедельник, 16 марта, понимает, что данный момент – чрезвычайная ситуация в стране – не самое благоприятное время, чтобы устроить правительственный кризис.
Интересно, понимали ли это в SAB, когда выносили решение "о профнепригодности" министра именно сейчас, осознавая все последствия? Так или иначе, но вероятность того, что правительство будет вынуждено заявить о своей недееспособности, очень даже большая.
Сейм в "аварийном режиме"
Сегодняшний день в парламенте должен был, по идее, мало отличаться от всех последних – уже неделю в Сейме ведутся ожесточенные дебаты о территориальной реформе. Оппозиция с яростью использует любую возможность, чтобы повлиять на ход рассмотрения законопроекта, разработанного про самоуправления без фактически участия самих самоуправлений.
И вот на повестку дня экстренно вносится законопроект об объявлении режима чрезвычайной ситуации.
Сейм формально должен утвердить решение, ранее принятое правительством. Напомним, что всего полгода назад подобное решение принималось в адрес Рижской думы – с известными для нее последствиями. Дебаты проходят по сути, решение утверждают.
А вскоре происходит и вовсе уж беспрецедентный случай – оппозиция садится за стол переговоров с коалицией. Да, "Согласие" с Нацобъединением, "Для Развития/За!" с Союзом зеленых и крестьян - буквально вчерашние идейные враги. И принимают совместное решение.
Предложения по законопроекту о территориальной реформе отозвать, дебаты – прекратить, закон – принять во втором чтении, а все разногласия и предложения оставить на третье чтение.
Официально работа парламента прекращается на весь период чрезвычайной ситуации - пока до 16 апреля. Под этим решением подписываются все фракции парламента, кроме НКП.
Сейм до этого времени будет созываться для утверждения оперативных вопросов, не требующих дебатов. То же касается и работы комиссий.
В разговоре со СМИ депутаты заявляют, что продолжительные дебаты о реформе – не вовремя, учитывая эпидемию и режим чрезвычайной ситуации.
Но по факту в Латвии на данный момент имеется распущенная дума столичного самоуправления, полуликвидированные самоуправления в регионах, правительство в состоянии перманентного кризиса и Сейм, который, по сути, сам приостановил свою работу. Плюс запрет на массовые мероприятия. Кризис в экономике тоже никто не отменял.
Поэтому не будет преувеличением сказать, что коронавирус спровоцировал целый системный кризис в государстве.