РИГА, 12 мар — Sputnik, Дмитрий Олейников. О том, что "мусорный кризис" в Риге официально закончен, объявила временная администрация Риги, сообщив, что в столице утверждены новые правила по вывозу отходов.
Событие знаковое - ведь именно "мусорный кризис" стал причиной сначала распада коалиции в Рижской думе, а затем – официальным поводом для роспуска думы, инициированного министерством охраны среды и регионального развития. В декабре, когда законопроект о роспуске самоуправления еще рассматривался в бюджетно-финансовой комиссии Сейма, дума уже объявила конкурс на закупку по новым правилам. Срок работы операторов был сокращен с 20 до семи лет. Рига стала не одной большой зоной, в которой, как предполагалось, будет работать консорциум из нескольких операторов, а была разделена на четыре зоны, на обслуживание каждой из которых подавали заявки претенденты. Участниками конкурса стали те же операторы, которые входили в консорциум, - только они и соответствовали условиям тендера.
Как только конкурс состоялся (а его участники отказались обжаловать результаты), мэр Риги Олег Буров, по сути, спровоцировал роспуск думы, которая к тому моменту была практически парализована из-за бойкота, который комитетам и заседаниям думы объявили его бывшие партнеры по коалиции из "Согласия" и блока "Риге!". Оппозицию и спрашивать было не нужно – она уже была настроена на роспуск.
Повод, данный мэром, - три несостоявшихся заседания – был внесен в законопроект о роспуске Рижской думы, став юридическим основанием. Поскольку, как было ранее сказано на заседании бюджетно-финансовой комиссии, "мусорный кризис" в Риге нельзя считать юридическим основанием для роспуска - по причине отсутствия кризиса. Мусор как вывозили из столицы, так и продолжают вывозить.
Теперь временная администрация Риги во главе с Эдвинсом Балшевицем объявила о том, что результаты закупки утверждены. С 20 мая новые операторы официально приступают к работе. "Я рад сообщить, что кризис вывоза отходов в Риге завершился. С 20 мая в столице будет установлен новый порядок вывоза мусора, который предполагает, что жителям надо перезаключить договоры с новыми операторами до 19 мая. Рига, по новым правилам, разделена на четыре зоны обслуживания. Три предприятия будут обслуживать жителей: Clean R, Eco Baltia vide и объединение Lautus Vide", - сказал Балшевиц.
Представитель департамента жилья и среды Рижской думы Эвия Пинке пояснила: "Цена на вывоз мусора не будет единой по всей Риге. Согласно закупке, отдельный тариф установлен для каждой зоны. Но правила для операторов являются общими для всех зон".
Столицу разделили по предместьям и районам. К Clean R отошел центр города и Латгальское предместье. Цена за вывоз кубометра мусора составит 16,14 евро (с налогом на добавленную стоимость). Также компания будет обслуживать территорию Курземского района (16,21 евро).
К Eco Baltia vide переходит Видземское предместье и Зиемельский район (16,53 евро за кубометр). В свою очередь, объединение, состоящее из компаний Lautus и Pilsētvides serviss, займется вывозом мусора из Земгальского предместья за (12,12 евро).
В обязывающих правилах прописано, что за семь лет операторы должны создать инфраструктуру для сортировки отходов. На это, в частности, упор намерена сделать Eco Baltia vide, председатель правления которой Янис Айзбалтс заметил, что на данный момент доля сортированного мусора сейчас составляет 13—16%, однако компания планирует увеличить ее до 40%. В ближайшее время компания намерена установить до 400 пунктов сбора сортированного мусора на своей территории. Для жителей они будут бесплатными, кроме того, это повлияет на цену – общий объем вывозимого несортированного мусора сократится, а значит, и цены могут стать ниже.
С 10 марта до 19 мая компании призывают клиентов – предприятия и владельцев домов – заключить договоры о вывозе отходов. Это можно сделать и в офисах операторов, и через интернет. До последнего дня просят не откладывать. Жильцам в многоквартирных домах ничего подписывать не надо – за них договор с оператором на соответствующей территории подпишет управляющий.