Месяцы споров, один уволенный и 400 тысяч в бюджете: как Даугавпилс купил трамваи из РФ

© Sputnik / Sergey MelkonovНовые трамваи City Star совместного производства Тверского вагоностроительного завода и ПК "Транспортные системы" в Даугавпилсе
Новые трамваи City Star совместного производства Тверского вагоностроительного завода и ПК Транспортные системы в Даугавпилсе - Sputnik Латвия
Подписаться
Первоначальные оценки сделки по закупке трамваев не были положительными, но благодаря вмешательству городской думы удалось доказать заинтересованным госучреждениям, что сделка является прозрачной и легитимной, не нарушает никаких европейских санкций, заявил Элксниньш

РИГА, 5 мар — Sputnik. Мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш подтвердил, что поставщика российских трамваев – литовскую компанию Railvec – оштрафовали на 400 тысяч евро за нарушение сроков поставки. Кроме того, из-за этого лишился поста один из членов правления муниципального предприятия Daugavpils satiksme, передает Tvnet.lv.

По словам Элксниньша, проект закупки трамваев для Даугавпилса был тяжелым и затянулся из-за того, что для его реализации использовалось европейское финансирование, за которое нужно отчитаться.

"Много ума не надо, чтобы выставить счет и освоить финансирование. Но надо думать, как не допустить при этом возможную коррупцию, избежать убытков в будущем, если будет сделан вывод, что средства использовались нецелесообразно", - сказал Элксниньш.

Новые трамваи City Star совместного производства Тверского вагоностроительного завода и ПК Транспортные системы в Даугавпилсе - Sputnik Латвия
Поставщика российских трамваев в Даугавпилсе оштрафовали на 400 тысяч евро

Он пояснил, что первый трамвай был поставлен еще летом прошлого года, и потребовалось более семи месяцев на процедуру приемки, проверку документации, соответствие технической спецификации, европейским стандартам, проверку поставщиков, их истинных выгодоприобретателей, оценку рисков государственной безопасности. Элксниньш добавил, что первоначальные оценки не были положительными, но благодаря вмешательству городской думы удалось доказать заинтересованным госучреждениям, что сделка является прозрачной и легитимной, не нарушает никаких европейских санкций.

В ходе приемки выяснилось, что поставщик нарушил условия договора, за что и был оштрафован, рассказал мэр Даугавпилса.

"Общая сумма договора 4 093 600 евро. Daugavpils satiksme удерживает гарантийную плату в размере 5% на случай, если трамваи начнут ломаться. Договор предусматривает санкции в размере 10%, к примеру, за несоблюдение сроков. Эта сумма также будет удержана из платы за каждый трамвай. Это одна из причин увольнения бывшего члена правления Daugavpils satiksme, потому что он и его подчиненные трактовали договор иначе, считая, что трамваи доставлены вовремя. Мы так эту ситуацию не рассматривали. И последующие проверки Центрального агентства финансов и договоров констатировали, что нет основания не применять штраф. Эти деньги, более 400 тысяч евро, останутся, их можно будет использовать на другие нужды", - сказал Элксниньш.

Новые трамваи City Star совместного производства Тверского вагоностроительного завода и ПК Транспортные системы в Даугавпилсе - Sputnik Латвия
Министр транспорта Латвии проехался на российском трамвае и поставил лайк

Напомним, Даугавпилс купил новые четырехосные трамваи City Star совместного производства Тверского вагоностроительного завода и ПК "Транспортные системы". В конкурсе на поставку участвовали две компании: литовская Railvec, которая предложила трамваи Тверского вагоностроительного завода по цене 511 тысяч евро за штуку, и SIA "Virtus SV", предложившая белорусские трамваи завода "Белкоммунмаш" по цене 260 тысяч евро за штуку. Тендер достался Railvec.

Заключенный договор с Railvec предусматривал, что российский производитель ПК "Транспортные системы" должен был обеспечить выполнение 85% от общей суммы закупки, а остальные 15%, а именно 614 040 евро, должен был "освоить" посредник из Литвы, обеспечив доставку, таможенные процедуры и исполнение условий гарантии.

Первые четыре трамвая 31 января уже вышли на линию.

Сообщалось, что по двум из оставшихся четырех трамваев поставщик еще готовит необходимую документацию, в частности ее нужно перевести на латышский язык. Другие два трамвая пока не распакованы – им предстоит обкатка.

Покупка Даугавпилсом российских трамваев вызвала серьезные опасения властей: так, Полиция безопасности год назад сообщила, что не возражает против закупки, хотя и считает, что, возможно, в будущем это может негативно сказаться на репутации Латвии, поскольку для приобретения трамваев привлечены европейские средства. Впрочем, запретить покупку трамваев у данного предприятия полиция не могла.

Раймондс Бергманис в бытность министром обороны страны также выражал непонимание по поводу выбранного Даугавпилсом партнера по сотрудничеству. До ответа Полиции безопасности другие чиновники и политики с подозрением относились к закупке трамваев, поскольку завод-изготовитель выпускает еще и пушки. Последним выступил латвийский МИД, который заявил, что не понимает решения о покупке этих трамваев.

В конце июня 2019 года гордума Даугавпилса закончила проверку компании-поставщика новых трамваев ПК "Транспортные системы" на предмет нахождения производителя в санкционных списках, чтобы не потерять доступное европейское финансирование. В итоге сделке дали зеленый свет.

Daugavpils satiksme реализует проект фонда кохезии "Развитие в Даугавпилсе дружественного к среде общественного транспорта". Специалисты предприятия поясняли, что новые трамваи городу крайне необходимы, так как старые уже выходят из строя, а расходы на ремонт растут с каждым годом. В 2016 году на ремонт трамваев было израсходовано 28 тысяч евро, в 2017 году — 49 тысяч евро. Кроме того, ввод в эксплуатацию новых трамваев позволит снизить расход электроэнергии.

Лента новостей
0