РИГА, 28 фев — Sputnik. Если вспышка коронавируса COVID-19 действительно перерастет в глобальную пандемию, вполне возможно, что это вызовет рецессию и в еврозоне, и в США.
Тогда и в Латвии неизбежен экономический спад и рост безработицы. Разные латвийские предприятия уже признают, что вирус повлиял на их бизнес, сообщает lsm.lv.
Возможен сильный шок
Глобальная пандемия – это эпидемия, которая охватывает все континенты. По расчетам Oxford Economics, в 2020 году она может снизить рост мирового ВВП до 2,3%, что будет на 1,1 триллиона долларов США, то есть 1,3 процентных пункта меньше, чем в первоначальных прогнозах британских экономистов.
В этом случае рецессия ожидается в США и странах еврозоны, а мировую экономику ожидает "кратковременный, но очень сильный шок".
При менее катастрофическом сценарии, когда эпидемия охватит только Азию, коронавирус будет стоить мировой экономике 0,4 триллиона долларов. Причем влияние на экономику оказывают не только смерти от болезни, но и "побочные эффекты" - то, что люди не приходят на работу, туризм сокращается, а цепи поставок нарушаются.
"С точки зрения экономики проблема с COVID-19 – это не только нарушенные цепи поставок, ущерб туризму и так далее. Эти эффекты проходят, от них относительно быстро можно оправиться. Но США и Европа еще до вируса балансировали на грани рецессии, и в мире сейчас не самый лучший момент ни для каких шоков", - написал в Twitter Мартиньш Аболиньш.
No ekonomikas viedokļa problēma ar COVID-19 ir ne tikai pārrāvumi ražošanas ķēdēs, tūrismā, utt. Tie ir pārejoši un no tiem var salīdzinoši ātri atgūties. Taču ASV/Eiropas jau pirms vīrusa balansēja uz recesijas robežas un pasaulē šobrīd nav labs brīdis nekāda veida šokiem.
— Mārtiņš Āboliņš (@MartinsAbolins) February 26, 2020
А что с Латвией
В худшем случае коронавирус может и в Латвии вызвать рецессию, считает Аболиньш. Он отмечает, что ситуация развивается очень быстро, так что делать прогнозы непросто, но уже сейчас понятно, что экономика Китая работает на значительно более слабом уровне.
"На мир влияет Китай-производитель и Китай-потребитель, многие предприятия уже заявили, что у них возникли проблемы с сетями поставок, потому что фабрики в Китае не работают. Это, вероятно, повлияет и на наши отрасли, которые зависят от китайских деталей и компонентов.
И уже сейчас можно сказать, что январские прогнозы о росте экономики Латвии на 2%, скорее всего не реализуются. Рост будет на 0,5—1,5 процентных пункта меньше в зависимости от того, насколько удастся ограничить распространение вируса.
Многое будет зависеть не только от Китая, но и от ситуации в Европе и Латвии. В худшем случае произойдет глобальная рецессия, и ВВП Латвии снизится, а безработица вырастет. Правда, большой безработицы я бы не ждал – у нас на пенсию каждый год уходит больше людей, чем приходит молодых работников на рынок труда.
Не хочу сказать, что описанный мной негативный сценарий с рецессией обязательно воплотится, но риск есть. И даже кратковременный, но сильный шок может быть причиной финансовых проблем предприятий, если им придется пережить много месяцев снижения оборота", - прогнозирует Аболиньш.
Что с путешествиями
Первыми от коронавируса пострадали авиаперевозки и туристическая отрасль – после того как крупные авиакомпании приостановили полеты в Китай или снизили их число, их акции на бирже за неделю быстро упали.
Латвийская авиакомпания airBaltic в Китай не летает, но новый вирус достиг и Европы. В последние дни немного сократилось резервирование билетов в Милан, Рим и Верону, но в целом оно все еще на высоком уровне.
Отменять рейсы в Италию airBaltic не планирует, ссылаясь на информацию Всемирной организации здравоохранения о том, что риск подхватить заразное заболевание во время перелета минимален.
Паники среди туристов пока что не замечает и крупный латвийский туроператор Novatours – в феврале в этом бизнесе все равно низкий сезон. Как рассказал глава компании Леонед Моченев, компания не работает с Китаем и закрытыми на карантин северными регионами Италии, а те лыжные курорты, куда Novatours отправляет туристов, коронавирус пока не затронут.
"Наш бизнес идет в обычном режиме, но ситуация по-прежнему неясная, и чувствуется, что все может измениться в любой момент. Мы следим за рекомендациями ответственных организаций. Так же действуют все туроператоры и авиакомпании мира", - рассказал Моченев.
Что с пенсиями
Но нельзя сказать, что тема вируса COVID-19 никак не повлияла на Novatours. Головное предприятие Novatours в Литве котируется на бирже, и за неделю его акции упали на 35% - с 4,2 евро до 3,14 евро.
В последнюю неделю американский биржевой индекс S&P 500 потерял примерно 10%, вернувшись на уровень декабря прошлого года. Это падение поглотило весь прирост, который наблюдался перед Рождеством. Примерно на столько же за неделю упал немецкий индекс DAX и европейский Stox Europe 600, они вернулись на уровень сентября прошлого года.
С одной стороны, такое изменение еще не катастрофично. В первой половине прошлого года, когда на рынках воцарилась паника из-за торговых войн США и Китая, цены на акции на бирже были намного ниже. С другой стороны, признаков стабилизации не наблюдается, и многие эксперты уже заявили, что это только начало, а худшее впереди.
Прибыльность латвийских пенсионных планов, которая прямо зависит от колебаний рынка, в последнюю неделю значительно снизилась – это особенно актуально для тех активных пенсионных планов, в которых 75% накоплений вкладываются в акции. Они к 27 февраля потеряли 4—6% от недавних максимальных уровней, которые были еще на прошлой неделе. Но если рассматривать последние двенадцать месяцев, результаты группы таких пенсионных планов, несмотря на падение в феврале, все равно положительные – прирост на 8—12%. Правда, еще неделю назад, до паники на бирже, прирост активных пенсионных планов за год составлял 12—18%.
Посылки из Китая и в Китай
После того как целый ряд крупных европейских авиакомпаний отменили рейсы в Китай, последствия ощутила "Почта Латвии". Уже 3 февраля в Latvijas pasts объявили о прекращении доставки отправлений в Китай до возобновления авиасообщения.
"Пострадал и поток в обратном направлении из Китая в Латвию – отправления больше не приходят или доходят медленнее", - рассказала пресс-секретарь "Почты Латвии" Гундега Варпа.
Среди прочего остановил работу транзитный узел китайского гиганта Aliexpress в Риге, который сотрудничает с "Почтой Латвии" – в конце января оператор Latvijas pasts принял сотый боинг с посылками из Китая, а потом поток остановился.
"Есть и отправления из Латвии в Китай – обычно их было немного. И сейчас мы надеемся, что в ближайшее время удастся найти решение, как их отослать. "Почта Латвии" работает со многими большими авиакомпаниями, но сейчас самолеты туда почти совсем не летают", - добавила Варпа.
Поток в обратном направлении, по ее словам, замедлился, но не остановился.
"Посылки из Китая приходят, Китай отправляет их транзитом через разные государства и по различным маршрутам. Но это медленнее, дальше, меньше, а есть посылки, которые пока не приходят. Грузы идут по своим маршрутам, мы не можем их прогнозировать – часто они приходят внезапно, к примеру, если в порт пришел корабль или по суше. Продавцы часто говорят тем, кто заказывает что-то в Китае, что гарантировать доставку невозможно. Но если говорить о статистике, нужно еще посмотреть, насколько изменились объемы. Сейчас сложно прогнозировать, что будет дальше – мы, как и все, читаем новости", - рассказала Варпа.
Поставки запаздывают
Другое предприятие, которое заявило о проблемах, – это производитель электроники Hansa Matrix с оборотом 24 миллиона евро в год. В компании объявили о нарушении цепей поставок комплектующих из Азии, потому что часть производителей там остановила производственные процессы.
Руководство фирмы также воздерживается от прогнозов по поводу влияния эпидемии на бизнес, но предупреждает, что в первом квартале этого года расходы на компоненты могут вырасти, а рентабельность и оборот предприятия, соответственно, снизиться. Сейчас компания пытается найти альтернативных поставщиков комплектующих.
Другой производитель радиоэлектроники SAF Tehnika получает из Китая только отдельные офсетные пластины и детали корпуса.
"Поставщики предупредили нас, что некоторые детали задерживаются на неделю или две, но сейчас это на нас не влияет. У нас есть резервы, планируем их на полгода вперед. Другие китайские компоненты мы не используем, комплектацию производим сами. Это с одной стороны.
Но, с другой стороны, рынок компонентов глобальный и никогда нельзя знать наверняка, что может повлиять на твоих поставщиков. Цепи поставок очень сложны. Может получиться так, что твой излюбленный поставщик из США или Швейцарии, у которого сотни поставщиков компонентов, критически зависит от какой-то мелочи в Китае, из-за которой все производство останавливается", - отметил руководитель SAF Tehnika Нормундс Бергс.
Он привел один исторический пример: после аварии на Фукусимской атомной электростанции выяснилось, что в той же префектуре была фабрика по производству эпоксидных смол, которые критически важны для производства офсетных пластин для электроники. Эта фабрика была одной из двух в мире.
"Никто не ждал, что у Фукусимы будет такой эффект, но когда выявилась эта критическая зависимость, мы все обливались холодным потом, хотя со стороны этого никто не заметил", - рассказал Бергс.
По его словам, в худшем случае придется перестраивать всю цепь поставок, но на это уйдет время.
"Коронавирус - потенциально очень неприятная вещь, которая на многое может повлиять. Пока мы этого не ощущаем. Поэтому я бы завершил вашу статью мыслью о том, что ничего не понятно и будет интересно наблюдать за развитием событий.
Пока я бы больше беспокоился за тех, кто оттуда получает какие-то более простые товары, начиная от текстиля и кончая техникой.
Mikrotīkls (латвийский производитель сетевого оборудования, лидер отрасли)? За них я бы не волновался – у них достаточно сбалансированное производство", - подытожил Бергс.
Пока есть резервы, но что дальше
Пока что эпидемия не повлияла на поставки технического оборудования для телекоммуникационного оператора Tet, но в будущем этого нельзя исключать, рассказали на предприятии. Что касается техники, которая продается в магазинах Tet, на складе еще есть "достаточно большие резервы", и компания следит за ситуацией.
Аналогичным образом обстоят дела в торговой сети Maxima, которая продает бытовую технику, товары и продукты китайского производства.
"Пока сложностей нет: закуплены достаточно большие запасы, они хранятся на складах. Но в перспективе через несколько месяцев мы можем почувствовать задержку поставок", - рассказала пресс-секретарь Maxima Лиене Дупате-Угуле.
В торговую сеть уже поступали сигналы о том, что часть фабрик в Китае закрыта.
"Это касается техники, некоторых продуктов питания, в том числе чеснока, – мы ищем альтернативные варианты в европейских государствах, Испании. Прогнозировать сложно, в такой ситуации мы оказались в первый раз", - подытожила она.
Первая заболевшая в Литве и поиски маршрутки в Риге: новости о коронавирусе>>