Недавно на обсуждении Национального плана развития Латвии до 2027 года (НПР2027) предводитель наших министров Кришьянис Кариньш так и заявил, что НПР2027 нацелен на изменение привычек общества. А лейтмотив НПР2027 - "Изменение привычек - путь к развитию". На пути к процветанию стране предстоит еще устранить много препятствий, в том числе привычки и мышление людей, которые мешают развитию.
Также руководимое Кариньшем правительство поддержало разработанную министерством охраны среды стратегию по достижению климатической нейтральности к 2050 году. Добиваться этого будут в том числе изменением образа жизни латвийцев. И тут планируется изменять привычки общества.
Министерство надеется, что цифровые технологии уменьшат необходимость в перемещении людей с места на место - все больше людей будет работать, учиться, закупаться и получать государственные услуги удаленно.
Тут, конечно, Латвия уже проделала огромный путь. Как известно, порядка 300—400 тысяч латвийцев уже работают от Латвии весьма удаленно. Многие оставшиеся удаленно закупают товары на китайских сайтах.
Потребитель — значит патриот
Ну и конечно, иерархи латвийских церквей во время рождественских и пасхальных проповедей призывают побороть в себе соблазн потребительства и иной грех. Но им положено по роду деятельности, а чего добиваются наши министры?
Ведь, как известно, в условиях утраты транзитной отрасли, снижения объемов финансирования фондов ЕС и падения объемов строительства, самоликвидации банковской отрасли в борьбе за "прозрачность" и неблагоприятной международной конъюнктуры, главным двигателем латвийской экономики как раз и остается потребление местного населения.
Потреблять - вот что означает быть патриотом в стране, лишенной реального сектора экономики.
За что боролись?
Напрягает во всем этом то, что, как в последние время принято в демократических обществах, лично меня никто не спросил: товарищ, готова ли ты отказаться от своих привычек, готова ли положить их на алтарь светлого будущего?
И я бы сказала: нет, не готова. Потому что привычки являются единственным, что заставляет западного человека мириться с недостатками современной демократии.
Да это мои привычки, родные, право на которые надо внести в Сатверсме. Высечь на скрижалях последние из оставшихся западных ценностей.
Но меня призывают отказаться от главных достижений западной цивилизации — пользования одноразовыми пластиковыми пакетами и полетами на самолетах! За что боролись?
Помнится, на исходе советской эпохи "фирменные" пластиковые пакеты были многоразовыми, истосковавшийся по западному благополучию советский народ их стирал и сушил во дворе на веревочках рядом с бельем. Хотя нет, во дворе могли стырить.
Обидно, что мы все это уже проходили. Нас уже просили на время отказаться от удобств и излишеств, ибо на пути к светлому будущему кормить деликатесами никто не обещал.
Богатые вымирают
И главная неприятная новость. Население "богатых" стран стремительно стареет. Скоро вышедшие на пенсию немцы не смогут позволить себе дважды в год ездить на Бали или Карибские острова. Скоро вообще некому будет зарабатывать пенсии старикам. А авиабилеты подскочат в цене.
Самая большая несправедливость в том, что Латвия-то - страна не богатая, однако ее демографическая кара постигнет раньше, чем других, недаром наша страна во всем старается быть впереди всей Европы.
С одной стороны, хочется крикнуть - ау, это беспредел, мы еще не успели в полной мере насладиться западным образом жизни! Это пускай немцы, англичане и прочие французы отказываются от авиаполетов и хороших пенсий. А мы требуем переходный период лет так хотя бы 30, дабы вкусить в полной мере!
Но, увы, этот путь ведет к погибели. Ибо известно, что чем богаче страна, тем меньше там рождаемость. И наоборот, чем она беднее, чем меньше у населения соблазнов в виде поездок, культурных мероприятий и главное — радостей шопинга, тем больше у него остается времени на единственное доступное и приятное общественно полезное дело — улучшение демографической ситуации.
Осторожно, двери закрываются
И тут, конечно, у любого, даже такого демократического правительства, как наше, может появиться соблазн решить все проблемы сразу.
Не просто запретить авиаперелеты, но и закрыть границы, дабы защитить отечественный рынок труда от утечки местных трудовых резервов и наплыва чуждых, инвазивных видов. Снизить уровень зарплат, а лучше упразднить их вовсе, заменив продовольственным пайком. Тем самым покончив с проклятым потребительством и загрязнением окружающей среды. Можно также организовать трудовые лагеря, чтобы не отвлекать народ от умножения ВВП. В них, кстати, гораздо легче контролировать использование латышского языка - как единственного государственного.
Сначала, конечно, будет непривычно. Но затем, глядишь, стерпится - слюбится. И грянет у нас демографический бум. И потянутся к нам за передовым опытом другие страны Европы. И появятся у нас правильные полезные привычки.
И Запад нам поможет
Думаете, что подобный сценарий фантастичен? Весьма показательно, что авторы доклада по итогам недавней Мюнхенской конференции по безопасности главной внутренней проблемой Европы назвали конфликт между сторонниками открытой, либеральной Европы и закрытой, традиционной, националистической.
Как сказано в документе, Запад переживает духовную разобщенность, которая стала следствием укрепления внутреннего антилиберального и националистического лагеря. Для его сторонников Запад - это не сообщество, объединенное либерально-демократическими ценностями и открытое для всех. Для них Запад - это закрытая расовая и религиозная общность людей, которой угрожают внешние силы, религиозно и культурно чуждые.
И чтобы европейская цивилизация могла существовать дальше, ей необходимо найти компромисс между сторонниками первой и второй концепции. Что уже заметно по тому, как в ведущих европейских державах к власти приходят партии, поддержанные популистами и национал-патриотами.
На этом фоне и при попустительстве Европы идеи наших доморощенных спасителей нации также вполне могут получить карт-бланш.