РИГА, 18 фев — Sputnik. Новый план борьбы с отмыванием денег делает подозреваемым почти каждого латвийца, предприятие или негосударственную организацию. Соответствующий документ, разработанный МВД и утвержденный и засекреченный правительством Кришьяниса Кариньша, попал в распоряжение газеты Diena.
Откуда секретность
Речь идет о распоряжении кабинета министров №653 от 23 декабря 2019 года с длинным названием "О плане мероприятий по борьбе с легализацией преступно нажитых средств, предотвращением финансирования терроризма и пролиферации (NILLTPFN) на период с 2020 по 2022 год". Сейчас весь этот документ, за исключением первого (об утверждении плана) и последнего (о том, что прошлый план утратил силу) пункта, имеет статус информации ограниченного доступа.
Обосновывая секретность, в Госканцелярии сослались на то, что преждевременное опубликование плана якобы могло негативно повлиять на дискуссии о включении или невключении Латвии в "серый список" международных экспертов из Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF).
Правда, в тексте распоряжения не содержится никаких деталей – там просто перечислены одиннадцать направлений борьбы с отмыванием денег, к примеру, конфискация, надзор, финансовая разведка и так далее, а также прописаны ответственные ведомства.
Другое дело – сам план, в котором почти на шестидесяти страницах детально описано, как латвийские госорганы собираются доказывать международным наблюдателям, что будут всеми возможными способами бороться с отмыванием денег, а также подсчитано, во сколько эти мероприятия обойдутся.
Под подозрением все
Первое впечатление, которое создается у человека со стороны, когда он читает засекреченный план NILLTPFN, таково: авторы априори подозревают в отмывании денег или его поддержке не только банки и другие финансовые учреждения, но фактически любое юридическое лицо, негосударственную организацию и представителей многих профессий. Главными рисковыми объектами авторы плана считают не только кредитные и платежные учреждения и организации, работающие с электронными деньгами, но и инвестиционных брокеров, фирмы, оказывающие услуги по созданию юридических лиц и обеспечению их деятельности, налоговых консультантов, бухгалтеров на аутсорсе, индивидуальных юристов и присяжных адвокатов.
Согласно плану, каждый из представителей этих сфер занятости обладает широкими возможностями для легализации или содействия легализации преступно нажитых средств. К примеру, учитывая, что независимые юристы имеют "глубокие профессиональные знания нормативных актов и экономики, существует риск, что консультации могут осознанно оказываться или неосознанно использоваться для целей легализации преступно нажитых средств".
А услуги налоговых консультантов, согласно плану, могут использовать преступники для различных целей, в том числе для подготовки годовых отчетов.
Подозрительными составителям плана кажутся и присяжные адвокаты, потому что часть из их услуг "может быть привлекательна для преступников, которые пытаются спрятать преступно нажитые средства". Преступники могут воспользоваться и преимуществами статуса присяжного адвоката, который может действовать от имени клиента по доверенности, к примеру, покупать недвижимое имущество.
Национальная уязвимость
Из плана следует, что фактически под подозрением может оказаться любое юридическое лицо и любая негосударственная организация. Отмечается, что юридическое лицо можно "использовать, чтобы скрыть происхождение средств и замаскировать настоящих выгодоприобретателей, не привлекая внимания ведомств, ответственных за борьбу с легализацией преступно нажитых средств".
А про негосударственные организации в плане говорится, что они зачастую играют роль посредников, которые привлекают средства, а потом перенаправляют их, скрывая настоящего получателя и цель использования. Их можно привлечь на любой стадии легализации преступно нажитых средств или финансирования терроризма: получение средств, легализация, распределение.
Впечатляет также перечисление факторов, вызывающих "значительную национальную уязвимость", куда включены даже финансовые услуги, оказываемые не в присутствии клиента, а удаленно, за пределами филиалов банков, что порождает "риск анонимности и мошенничества, в результате чего деньги передаются третьему лицу". Такие услуги легкодоступны, а цель использования средств непонятна.
Еще одну "значительную национальную уязвимость", по мнению авторов доклада, составляет возможность обществ свободно принимать пожертвования, потому что учет их источников не ведется, а на практике возникают трудности с тем, чтобы проконтролировать использование целевых пожертвований.
Конкретные мероприятия
Большая часть правительственного плана посвящена различным мероприятиям, которые должны помочь государству успешно бороться с легализацией преступно нажитых средств и созданием благоприятных предпосылок для позитивной оценки этих усилий в международных организациях.
Многие мероприятия описаны в очень общем виде, но общее впечатление однозначное: значительно расширен круг потенциальных подозреваемых, увеличены ресурсы, полномочия и финансирование контрольных органов, а в ближайшие три года правительство значительно забюрократизирует предпринимательство в Латвии.
Некоторые пункты прописаны достаточно четко: упомянут и упрощенный порядок сообщения о подозрительных сделках, и возможность ввести механизмы контроля за началом деятельности нелицензируемых субъектов, и необходимость лицензировать даже налоговых консультантов и лиц, оказывающих юридические услуги.
Планируется еще больше упростить Службе госдоходов и Службе финансовой разведки доступ к информации кредитных учреждений, чтобы улучшить обмен сведениями между ними и государством. Чтобы контрольные органы могли справиться с растущими обязанностями, им обеспечат и значительный рост финансирования.
Предусмотрены и мероприятия по информированию общества, но и в них доминирует мотив подозрительности. К примеру, планируется распространять в обществе, в том числе среди негосударственных организаций, сведения о предотвращении рисков в работе юридических лиц и НКО, отдельно обращая внимание на факторы, которые повышают возможность вовлечения негосударственных организаций в преступных целях.
В плане есть и очень конкретные задачи, включая большое количество уголовных дел, которые надо завести.
"Направить в прокуратуру для начала уголовного процесса пять объемных дел о легализации преступно нажитых средств за два года", - это одна из задач, установленных в секретном плане правительства.
В документе, который вроде как должен касаться борьбы с отмыванием денег, говорится и о борьбе с радикализацией – профессиональные группы, которые взаимодействуют с социальными группами, наиболее подверженными риску радикализации, планируется обучать распознаванию признаков радикализации и ее предотвращению.
Влияние не подсчитали
На реализацию плана за три года понадобится значительное финансирование: авторы подсчитали, что в этом году необходимо 4,79 миллиона евро, в следующем году – 4,95 миллиона, а еще через год – 4,87 миллиона.
Показательно, что в плане, разработанном МВД, не содержится никаких подсчетов того, каким будет влияние этих мероприятий на предпринимательство, или даже указания, что авторы документа раздумывали об этом.
Вместо этого прописана приоритетная цель плана – способствовать формированию международной репутации Латвии как государства, которое успешно укрепило финансовый сектор в кризисной ситуации.
"Дальше некуда": латвийцы о "капитальном ремонте" финансового сектора Латвии>>